Skip to main content
20 апреля, 2024
$ 93.44
99.58

Журналисты подсчитали потенциальную прибыль «питерских решал» от вывоза мусора в 2022 году

19 января, 2022, 13:42

Текущая зима стала настоящим испытанием для петербуржцев. Смольный создал сразу несколько проблем. Самой обсуждаемой стала так называемая мусорная реформа, «подарившая» горожанам множество неудобств из-за переполненных контейнеров с отходами, которые не вывозят неделями. Журналисты выяснили, что «мусорный передел» принесет приближенным губернатора Санкт-Петербурга колоссальные доходы. Только за 2022 год на вывозе мусора им удастся заработать по меньшей мере 1 миллиард рублей.  

© Pixabay

Ответственным за вывоз мусора в Петербурге Смольный с 1 января назначил «Невский экологический оператор» (НЭО), однако, как показывает практика, «экологичное» у компании только название. На НЭО с начала года поступило порядка полутора тысяч жалоб – мусор теперь или вывозят крайне редко, или не вывозят совсем. Проблему в своей песне «Пока так» затронул фронтмен группы «Ленинград» Сергей Шнуров, после чего на ситуацию обратили внимание по всей стране и даже за ее пределами.  

После этого «Российский экологический оператор» (РЭО) инициировал проверки и подтвердил, что проблема вывоза мусора в Северной столице возникла очень серьезная. Несмотря на то, что к приезду инспекции многие площадки для сбора отходов уже были очищены, претензий к НЭО остается много. Появились вредители – крысы и тараканы.  Спецтехники и контейнеров не хватает – оператор оказался не готов к обслуживанию мегаполиса. 

Эксперты считают, что ситуация возникла из-за неподготовленности Смольного к реформированию системы обращения с отходами и из-за высокого уровня коррупции в окружении Беглова. Бизнесменам, вошедшим в «мусорный бизнес», был интересен только доход, а не улучшение экологической ситуации в крупном городе. 

Изначально планировалось, что Смольный в течение трех лет разработает поэтапный переход к новой системе обращения с отходами. Чиновники должны были создать программу, включающую строительство новых мусороперерабатывающих заводов, внедрение раздельного сбора мусора и сокращение общего количества неперерабатываемых отходов.

В итоге всего этого нет, что делает невозможным выполнение регоператором поставленных целей, которому приходится фактически с нуля и самостоятельно реализовывать реформу. Причем в Смольном только сейчас признают, что у города неподготовлена даже территориальная карта

В России мусорную реформу реализуют с 2017 года, и в некоторых регионах новая система обращения отходов уже успешно запущена. Опыт показал, что без поэтапного перехода не обойтись, и чего уж точно не стоит делать – запускать реформу в период длительных праздников, как было в Петербурге. 

В Ленобласти реформу проводили в течение двух лет, подключая населенные пункты к новой системе постепенно. Это позволило избежать серьезного коллапса и исправлять недочеты по мере их появления без создания дополнительных неудобств для местных жителей. 

Однако Петербург успешный опыт коллег перенимать не стал. Отметим, что эксперты предупреждали Смольный о тяжелых последствиях еще в прошлом году и просили перенести начало реформы на весну. Однако Александр Беглов все равно запустил ее с 1 января, вероятно, опасаясь срыва федеральных сроков. 

Проблему усугубил отказ нового регоператора заключать контракты с некоторыми перевозчиками, много лет обслуживавшими город. Произошло это по рекомендации комитета по природопользованию. НЭО не только выбрал других перевозчиков, но и «перетасовал» старых так, что им пришлось обслуживать новые для них территории, и логистику пришлось выстраивать с нуля. 

Эксперты предполагают, что в Петербурге с подачи Смольного произошел передел «мусорного рынка». Издание Pravda.ru отмечало непрозрачность тендеров, в результате которых были выбраны действующие перевозчики. В том числе до торгов без причин не допустили старейшего перевозчика – АО «Автопарк № 6». Вместо опытной компании выбрали организацию «Эко-Лэнд» с куда более скромным парком спецтехники, ранее не занимавшуюся вывозом мусора. Оспорить итоги конкурса «Автопарку №6» не удалось.

Кроме «Эко-Лэнда» мусор также будут вывозить компании «Эко Васт», «Ресурс АТЭ» и «Автопарк № 1 «Спецтранс». Последняя вызвала особый интерес у журналистов. Как выяснилось, предприятие принадлежит семье Язевых (Константину и Анатолию – отцу и сыну). По мнению Pravda.ru, компания могла создать картель ради победы на торгах.

Победа компании «Ресурс АТЭ» также показалась журналистам сомнительной. Организацией владеет семья Закурдаевых, состоящая в тесных связях с Язевыми. Вероятно, в данном случае мог иметь место сговор лиц, на который сознательно не стал обращать внимания регоператор НЭО. 

По мнению издания, глава НЭО Екатерина Горшкова – ставленница бизнесменов Андрея и Игоря Захватовых, неформально выполняющих роль теневых «решал» Александра Беглова, заинтересованных в мусорном бизнесе. Их знакомство произошло в 2019 году, причем встречу организовал Константин Язев.

Эксперты уверены, что с приходом нового регоператора, который по факту находится под контролем приближенных губернатора Петербурга, рынок будет полностью монополизирован. А значит, вырастут и тарифы ЖКХ – именно конкуренция способствовала снижению стоимости вывоза мусора. 

По некоторым подсчетам, потенциальная прибыль новых «хозяев» рынка составит более миллиарда рублей. Тариф на вывоз мусора уже вырос с 5,58 рублей до 6,40 рублей из расчета на 1 кв. м. жилья, причем взымать сумму будут со всех, а не только с нанимателей. 

Примечательно, что несмотря на удорожание вывоза мусора на 1,1 миллиард рублей в год, его количество остается прежним – порядка 7 млн кубометров. Вероятнее всего, эта сумма станет чистой прибылью приближенных Александра Беглова, освоивших мусорный бизнес. При этом не исключено, что тариф на вывоз отходов продолжит расти с подачи Смольного. Желание повысить ставку за вывоз мусора НЭО продемонстрировал еще в ноябре, когда предлагал увеличить тариф дважды – с января до 6,4 рубля, а с июля – уже до 6,7 рубля. 



";