Skip to main content
19 апреля, 2024
$ 94.09
100.5

Петербургский «Пассажиравтотранс» закупал автобусы дороже рыночной стоимости

14 июня, 2022, 16:49

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга выявила нарушения в условиях закупки новых автобусов ГУП «Пассажиравтотранс».

© Администрация Санкт-Петербурга

При закупке в лизинг автобусов городским предприятием «Пассажиравторанс» КСП Петербурга обнаружила подозрительно высокие цены выше той, что предлагалась конкурентами. Грубо говоря, проигнорировали более низкую стоимость при наличии альтернативы на рынке: 

«Произведены расходы на оплату обязательств по финансовой аренде (лизингу) автобусов по цене, превышающей среднюю рыночную стоимость аналогичных автобусов, предлагаемую на конкурентном рынке поставщиками не на условиях аренды (лизинга) (2 факта), что свидетельствует о признаках ущерба Предприятию»,

говорится в сообщении контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга. 

Такое случается либо из-за человеческого фактора вследствие ошибки, либо намеренно, когда надо обязательно отдать «предпочтение» одному из продавцов, чтобы потом поделить «разницу» в цене между участниками сделки. Если говорить проще – налицо все признаки коррупционной составляющей. 

Примечательно то, что автобусы «Пассажиравторансом» закупаются в рамках так называемой «транспортной реформы», то есть «новой модели транспортного обслуживания», как  ее аккуратно называют в Смольном. Несмотря на то, что и пассажиры и большинство перевозчиков уже называют эту реформу не иначе, как «оптимизацией маршрутов», чиновники во главе с губернатором города Александром Бегловым продолжают рассказывать о ее успехах. 

Суть «новой модели» заключалась в том, чтобы обязать всех перевозчиков  наземного транспорта закупить большие автобусы работающие на газовом оборудовании, но упразднить все юркие маршрутки, изменив при этом сами пути следования наземного транспорта и перейти на единую оплату проезда. С первых же дней (еще до полного запрета на маршрутные такси) пассажиры заметили долгое время ожидания на остановках, а также абсолютное неудобство оплаты проезда – теперь для единоразовой поездки нужно заранее купить QR-код, который и является билетом. 

Но самое главное – это как раз упомянутая контрольно-счетной палатой цена на автобусы. Из-за нескольких федеральных программ стало возможно купить машины, работающие на природном газе, ниже самой низкой стоимости – Минпромторг РФ за них доплачивал. Вот только из-за возникших проблем с финансами и решения Минфина отозвать средства, выделенные по госпрограмме на закупку автобусов в регионах (включая Санкт-Петербург) уже на старте реформы петербургские чиновники вынуждены были констатировать, что «все может пойти не по плану». Об этом, в частности, заявлял бывший профильный вице-губернатор Петербурга Максим Соколов: 

«Средства Минпромторга на эти цели в текущем году в большей своей части заблокировал Минфин для поиска дополнительных источников бюджета. И, таким образом, второй и третий этап транспортной реформы находятся в зоне риска, поскольку та финансовая модель, что перевозчики разыграли в прошлом году, не предполагает отсутствие этих довольно существенных субсидий <…> Речь идет о существенном объеме финансовых средств — около 4 млрд рублей, и без этих субсидий нам будет тяжело в полном объеме поднять переход на сжиженный и компримированный природный газ»,

сообщал вице-губернатор Соколов еще в апреле 2022 года. 

Получается, что платить за эту «разницу» будут частные перевозчики, заключившие договор с городом, а государственное унитарное предприятие «Пассажиравтотранс» могло позволить еще на этапе подготовке к новой транспортной модели обслуживания пассажиров брать автобусы в лизинг по завышенной цене. Видимо потому, что деньги не свои, а бюджетные. 



";