Skip to main content
29 марта, 2024
$ 92.26
99.71

Серов организовал во Фрунзенском районе закупку школьного питания по «протухшим» ценам

21 июля, 2022, 17:16

В среду, 20 июля, Администрация Фрунзенского района объявила о проведении двух тендеров на организацию питания в 18 подведомственных школах в 2022-2023 учебном году. Начальная общая стоимость контрактов превысила 177 миллионов рублей, но этих денег может не хватить на качественное и полноценное питание. Как следует из конкурсной документации, глава района Константин Серов и его подчиненные столь увлеклись работой, что не заметили, как губернатор Александр Беглов повысил тарифы на питание. Стоимость контрактов оказалась рассчитана на основе устаревших цен. Оплачивать ошибку подчиненных Серова предстоит родителям школьников.

© Администрация Санкт-Петербурга / Комитет по образованию
Общественная палата оценила качество школьного питания

Чиновникам разрешили тратить больше

Объявленные Фрунзенским районом тендеры можно считать по истине уникальными. Первое, что обращает на себя внимание, это их начальная стоимость – 85,9 млн рублей и 91,2 млн. Ранее районные администрации Петербурга никогда не проводили столь крупных аукционов, так как это запрещено законодательством города, их потолок – тендеры до 40 млн рублей. За закупки выше этой суммы отвечает уже Комитет по госзаказу. 

Как оказалось, Смольный, без публичных объявлений, с 30 июня повысил порог тендеров для районных администраций сразу до 100 миллионов рублей. Соответствующее постановление можно найти на портале Заксобрания Петербурга. Чем вызвано такое решение и для каких целей служит не объясняется. Еще больше вопросов вызывает тот факт, что повышение порога временное и перестанет действовать с 1 января 2023 года. Для разъяснения ситуации мы направили соответствующие запросы в комитеты Смольного и надеемся на оперативный и развернутый ответ.

Как бы то ни было, на сегодняшний день воспользовались новой возможностью только чиновники Фрунзенского района, сформировавшие тендеры на школьное питание в новых рамках.

Школьников не счесть

Вторая особенность – отсутствие данных о количестве школьников. Стоимость контрактов указана при условии невозможности определить объем закупаемых товаров и услуг, то есть примерная. Это означает, что Администрация Фрунзенского района даже примерно не знает, сколько учеников будет в школах. 

Такое действительно бывает, когда открывается новая школа, или у уже у существующей появляется новый корпус и спрогнозировать количество учеников затруднительно. Например, так было в школе №291 Красносельского района. Но ранее в Петербурге никогда такого не случалось сразу с 18 школами. 

Следствием такого подхода может быть сниженный интерес комбинатов к конкурсу, так как не известно, какой объем услуг и товаров в итоге будет заказан и оплачен. Это может быть, как полная сумма, так и ее незначительная часть. Но это в перспективе, а на сегодняшний день уже имеется очевидное занижение стоимости контрактов. Например, максимальная стоимость контракта со средней школой №364 Фрунзенского района по объявленному тендеру составила 14,9 миллиона рублей. В 2020 году стоимость аналогичного контракта для этой же школы составляла 16,4 миллиона рублей. При этом никакой информации о нехватке учеников в школе не появлялось, особенно учитывая ее особую популярность из-за наличия кадетских классов МЧС.

Тарифы не первой свежести

Третьей, и самой необъяснимой особенностью объявленных тендеров стали тарифы, на основе которых рассчитывались стартовые цены контрактов. По версии чиновников Фрунзенского района, в 2022 году завтрак в школе обойдется ученикам в 68 рублей, обед в 119 рублей, а комплексный обед в 188 рублей. В 2023 году цены вырастут до 74 рублей, 129 рублей и 203 рублей соответственно.

Нюанс в том, что это тарифы, введенные распоряжением губернатора Беглова с 1 января текущего года. Цифры сложились из плановой индексации на основе цен предыдущего года. Но еще 1 апреля губернатор провел внеплановое повышение тарифов. На сегодняшний день стоимость завтрака составляет 87 рублей, обеда 131 рублей, а комплексного обеда 218 рублей. То есть действующие тарифы выше даже тех, которые чиновники применили для расчетов в 2023 году.

А между тем, в настоящее время правительство Петербурга готовит рекордное повышение тарифов с января будущего года. Согласно законопроекту, стоимость завтрака может вырасти до 131 рубля, обеда до 197 рублей, а комплексного обеда до 328 рублей. Особо будут выделены кадетские классы, как в уже упомянутой школе №364. Завтрак кадета обойдется его родителям в 178 рублей, обед в 267 рублей, а комплексный обед и вовсе в 446 рублей.

Указанные тарифы и близко не соответствуют тем, которые Администрация Фрунзенского района использует для своих тендеров. Возникает закономерный вопрос, чем это вызвано. Первый вариант, ответственные за закупками чиновники банально не справляются со своими обязанностями и не ориентируются в нормативной базе. Второй вариант, реальные цены на школьное питание значительно ниже тех, которые навязывает Смольный.

Разница в тарифах особенно важна для родителей школьников. Система соцпита в Петербурге выстроена таким образом, что комбинаты кормят учащихся на основе той суммы, которая устанавливается в ходе торгов. Это может быть, как максимальная, равная действующему тарифу, так и значительно заниженная. В городе имеются примеры занижения вплоть до 75%. Но родители не льготных категорий школьников всегда платят по тарифу. 

То есть, если объявленные тендеры признают состоявшимися, то комбинат-победитель с 1 января будет готовить детям завтрак на 74 рубля, а родители заплатят за него 131 рубль, родители же кадетов и вовсе 178 рублей. В последнем случае разница составит более 100 рублей. Куда будут уходить эти деньги – загадка.

Под контролем Константина Серова

Особенную пикантность происходящему придает тот факт, что главой Фрунзенского района является Константин Серов. В мае Александр Беглов назначил его зампредседателя Экспертно-координационного совета по развитию социального и здорового питания, попутно удалив оттуда реальных экспертов, врачей и представителей родительского сообщества. 

Сам Серов никакого отношения к социальному питанию официально не имеет. Однако пресса называет его теневым покровителем сразу нескольких частных комбинатов. Так, чиновник возглавил Фрунзенский район в 2019 году. Вскоре после этого все контракты с местными детскими садами достались компании «ТЗБ «Петроградская», ныне переименованной в «Продрезерв». В последующие годы фирма расширила свое влияние на другие районы, где на ключевых постах оказались связанные с Серовым люди. Всего за три года «Продрезерв» превратился из никому не известной компании с оборотом в пару десятков миллионов рублей в крупнейшего игрока рынка с миллиардными оборотами. Несколькими годами ранее аналогичная ситуация произошла в Невском районе. Когда его возглавил Серов, контракты с образовательными учреждениями там стала массово получать компания «ТЗБ».

Теперь Серов по факту руководит советом, который разрабатывает концепцию развития рынка соцпита для Смольного. Именно он может стоять за идеей рекордного повышения тарифов, а также за разрешением районам проводить тендеры до 100 млн рублей. Тут важно отметить, что в Петербурге именно во втором полугодии проводится большая часть тендеров на организацию школьного питания, так как одна часть контрактов обычно истекает в конце учебного года, а вторая в конце календарного. Таким образом, волны обновлений контрактов приходятся на 1 сентября и на 1 января соответственно.

В целом городские СМИ уже неоднократно обращали внимание на постоянные проблемы с конкурсной документацией на закупки школьного питания. Это связано с тем, что каждый район разрабатывает ее самостоятельно и предугадать, какова она будет в очередной редакции просто невозможно. Это стало комфортной почвой для коррупционных схем. Например, в 2019 году Федеральная антимонопольная служба раскрыла «Колпинский картель». Выяснилось, что чиновники Колпинского района таким образом составляли тендеры, что выиграть их могли только конкретные компании.

О существовании этой проблемы неоднократно заявлял экс-глава Управления социального питания Алексей Барабанщиков. Для ее решения чиновник предлагал обратиться к опыту Москвы, где давно введена типовая конкурсная документация, единая для всех школах города. Это должно было стать одним из главных этапов реформы сектора. 

Летом 2020 года губернатор Беглов подписал дорожную карту реформы, но воплощена в жизнь она так и не была. Барабанщиков жестко критиковал Смольный за бездействие и нежелание навести порядок на рынке. После очередного резонансного интервью он был арестован и уволен. Инициатором произошедшего называют «Фирму Флоридан», один из крупнейших частных комбинатов Петербурга. Компания выступала резко против запланированной реформы. В «Фирме Флоридан» долгое время работала родственница Александра Захватова, спецпредставителя и близкого друга губернатора Беглова. 

С января губернатор анонсирует новый вариант реформы, но конкретных направлений до сих пор не озвучивается. Известно, что на первом этапе должна быть внедрена некая государственная информационная система социального питания. Как выяснили журналисты, она будет дублировать уже существующие ГИС, что ставит ее полезность под сомнение. А тем временем, районные чиновники продолжают удивлять своими вариантами тендеров на закупку соцпита.



";