Skip to main content
25 апреля, 2024
$ 92.51
98.91

Переход контроля над мусорной отраслью Петербурга в ЛО завершился

26 августа, 2021, 13:59
Власти Петербурга определились с региональным оператором по работе с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Переход контроля над мусорной отраслью Петербурга в ЛО завершился
© pixabay.com
Мусоропроводы отменят в новых домах в России

Власти Петербурга определились с региональным оператором по работе с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Тендер Смольного выиграло АО «Невский экологический оператор» (НЭО), ставшее единственным участником, допущенным к конкурсу. Стоимость контракта – 125,7 млрд рублей. В ближайшие 10 лет компания будет обеспечивать обслуживание по вывозу отходов со всей Северной столицы. Выбор НЭО в качестве регоператора поставил точку в процессе перехода сферы Петербурга по работе с ТКО под контроль Ленинградской области. Заключение контракта – своего рода роспись губернатора Александра Беглова в том, что он и его команда не могут управлять жизненно важными отраслями города самостоятельно.

«Невский экологический оператор» – совместное предприятие правительств Ленобласти и Петербурга, а также банка ВТБ и «Интер РАО». Решение о создании компании принято в октябре 2020 года. Появлению оператора предшествовал системный провал Смольного в проведении «мусорной реформы» в Северной столице. За несколько лет администрация Петербурга не смогла провести подготовительные работы по переводу города на новую схему обращения с ТКО в соответствии с требованиями федзаконодательства и президента РФ Владимира Путина. В большей степени это характеризует работу вице-губернатора Николая Бондаренко. Он последние годы курировал комитет по благоустройству, который отвечал за реформу. К слову, сегодня чиновника, приходящегося другом Беглову, Смольный при админресурсе пытается продвинуть на выборах в ЗакС.

Почему забуксовала реформа? Смольный не создал отдельным документом Регпрограмму – документ стратегического планирования, закрепляющий этапы и целевые показателя реформы. Также не было разработано плана мероприятий по проведению реформы, согласованного с федеральными органами власти. В городе так и не создали рабочую территориальную схему по распределению мусорных потоков и инвестиций в мусороперерабатывающую инфраструктуру. Смольный не сумел полноценно запустить в работу выбранного ранее собственного регоператора – ГУП «МПБО-2». Завод мало того, что не справился с обслуживанием города, так еще создал проблемы за счет нарушения технологии переработки отходов и накопления на своих площадках (Янино и Волхонка) десятков тысяч тонн мусора. Бездействием Смольного воспользовался глава Ленобласти Александр Дрозденко, напрямую обратившись к Путину с просьбой дать разрешение на проработку вопроса создания регоператора для Петербурга. Президент, видя отсутствия инициативы со стороны Беглова, эту идею одобрил. В итоге и появился «НЭО», победу которого на торгах в Северной столице прогнозировали еще с 2020-го.

Появление областного регоператора не несет городу ничего положительного кроме вывоза мусора.  Беглов отдал Ленобласти экономически выгодный сектор, проигнорировав перспективы его развития. Объем рынка ТКО Петербурга оценивался ранее экспертами в 12-15 млрд рублей. Но прибыль теперь будет распределяться компанией из ЛО, а областной бюджет сможет получать налоговые поступления. Сейчас запущен процесс синхронизации терсхем СПБ и ЛО, он может привести к перераспределению части бюджета Петербурга в пользу области для строительства последней мусороперерабатывающей инфраструктуры, но теперь частично за счет Петербурга.

В перспективе город может утратить мощный и практически единственный в СЗФО перерабатывающий завод – «МПБО-2». Несмотря на моральное устаревание оборудования, при инвестиционных вложениях его можно было бы трансформировать в экотехнопарк. О необходимости развития таких объектов ранее заявлял Владимир Путин.  В Ленобласти к подобным проектам отнеслись положительно. Например, в июле гендиректор АО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области» Антон Бучнев заявил, что компания планирует инвестировать в строительство двух экотехнопарков – в Кингисеппе и Гатчине. В целом ЛО планирует к 2023 году полностью отказался от использования полигонов, где не внедрены технологии глубокой переработки мусора. А что Смольный? Вместо этого администрация Петербурга предпочитает избавляться от инфраструктуры. С марта 2021 года обсуждается возможность передачи «МПБО-2»  в пользу НЭО.

Эксперты еще в прошлом году прогнозировали, что переход сферы ТКО в ЛО приведет к росту тарифа ЖКХ. Теперь вновь актуален вопрос: как сильно вырастет для рядового петербуржца стоимость вывоза мусора, если у Петербурга нет своих полигонов по захоронению отходов и заводов по их переработке, а сам процесс контролироваться будет областным регоператором?

Перевод мусорной отрасли в Ленобласть не только показывает безынициативность Беглова, но и характеризует его как несамостоятельного управленца, спихивающего проблемы на других и игнорирующего сопутствующей урон. При этом процесс «поставлен на поток». Если мусором за губернатора будет заниматься Ленобласть, то, например, трудности с метро скорее всего лягут на федцентр и Москву.

В Северной столице метростроение переживает кризис. С 2015 по 2021 годы было сдано всего 7 объектов. Новые станции строятся с постоянным переносом сроков, старые регулярно уходят на капитальный ремонт. У города не хватает средств на обновление подвижного состава. Ситуация усугубляется и банкротством единственного подрядчика ОАО «Метрострой», который едва проводит работы. Смольный пытался решить проблему за счет выведения новой строительной компании «Метрострой Северной столицы» (МСС). Однако передача контрактов, персонала и проектов была серьезно заторможена, в том числе за счет внутрикорпоративного конфликта в ОАО «Метрострой». В федцентре, устав от постоянных запросов субсидий и кредитов Бегловым на метро, в итоге приняли кардинальное решение. Президент Владимир Путин поручил председателю правительства РФ Михаилу Мишустину определить единственного поставщика по строительству петербургского метрополитена. Эксперты не исключают, что подземку Петербурга с высокой долей вероятности будет строить новая корпорация, обеспечение оборудованием и персоналом которой займется компания из Москвы.

Напомним, полиция Петербурга проведет дополнительную проверку по жалобе арбитражного управляющего Григория Авдеева, занимающегося АО «Метрострой». Ранее специалист при анализе документации увидел признаки преднамеренного банкротства и возможные злоупотребления полномочиями со стороны руководства компании. Ряд СМИ высказывает предположения, что в банкротстве АО может быть замешан Смольный.



";