Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

«Кот Шредингера»: Путин и нападает, и не нападает на Украину

27 января, 2022, 7:57

Президент России Владимир Путин держит Украину и Запад в напряжении, сохраняя возможность розыгрыша всех сценариев войны одновременно. Однако надолго его не хватит. Журналист агентства Bloomberg предложил «альтернативный взгляд» на противостояние из-за Украины.

© kremlin.ru

По мнению автора материала, Путин специально создал кризис, в котором все возможно одновременно, и сохраняет его сейчас. Он может напасть, а может и не напасть (Россия заявляет, что таких намерений нет). При этом президент может пойти как на эскалацию, так и деэскалацию, предстать в образе агрессора или жертвы.

Это можно назвать взаимоисключением, но одновременно возможны сценарии суперпозицией. Путин со своей подготовкой в КГБ и соответствующим мировоззрением убежден, что, если будет таким способом формировать представления, то получит больше власти. Пока что все возможно, и никакие сценарии исключать нельзя. Российский президент привлек к себе внимание всего мира.

Великие державы и их дипломатические лица сегодня не делают ничего другого, только проводят одно совещание за другим с Путиным или о Путине. Рынки ценных бумаг и цены на энергоресурсы то взлетают, то снова падают: все зависит от очередных путинских высказываний и жестов. Целые государства, и прежде всего Украина, ждут, затаив дыхание, так как все, начиная с жизненных планов людей и заканчивая инвестиционными проектами компаний теперь находится в подвешенном состоянии.

Насколько долго может продолжаться такая суперпозиция возможностей? В какой-то момент российский лидер должен будет сделать свой ход. А следом еще один. Украина и Запад ответят на это, если они, конечно, сохранят единство. Ситуация может сложиться для российского лидера хорошо, а может и не очень. Это должно и, скорее всего, вызывает у него беспокойство. Его власть уже находится на самом пике, а с вершины возможна лишь одна траектория движения — вниз.

Эта ситуация будоражит в памяти знаменитый мысленный эксперимент из физики, который называется «кот Шредингера». Он был назван так в честь нобелевского лауреата Эрвина Шредингера, который в беседе с Альбертом Эйнштейном попытался опровергнуть аргумент из квантовой механики. Речь тогда шла о том, что субатомные частицы могут существовать в суперпозиции в 2-х состояниях одновременно. Это похоже на то, как армия нападает и одновременно не нападает.

Шредингер в пример привел кота в ящике, где также находится крупинка радиоактивного вещества. Как только происходит распад данного вещества, случается взрыв, который убивает кота. Однако радиоактивная частица находится в суперпозиции, следовательно, она одновременно распадается и не распадается. Поэтому кот одновременно и жив, и мертв.

Да, это абсурд, но в этом весь смысл. Именно такая постоянная суперпозиция Путина. Он одновременно и нападает, и не нападает. Российский президент проникает в киберпространство и в другие места, и одновременно не проникает. Он подрывает международную систему и говорит, что хочет ее перестроить. Однако нельзя разместить армию численностью более 100 тысяч человек возле украинской границы и держать ее там вечно. Со временем придется либо задействовать войска, либо отвести.

Запад, в отличие от Владимира Владимировича, пока не так часто пользуется такой тактической двойственностью. В другом потенциальном конфликте, между КНР и Тайванем, США с 70-х годов прошлого столетия специально не вносят ясность в вопрос о том, будут ли они защищать остров от нападения материка. А в противостоянии с российским президентом НАТО и ее члены уже исключили возможность военного ответа, если Россия все же вторгнется на территорию Украины.

В результате альянс может угрожать Москве только мягкими карательными мерами. Они могут быть разными: от введения санкций против олигархов и отключения российских банков от SWIFT до запрета на использование газопровода «Северный поток – 2». Все эти инструменты видятся вполне очевидными, и они поддаются количественной оценке. Путин в состоянии оценить издержки, а после решить, что захват Украины все равно стоит того.

При это президент России делает все возможное, чтобы еще больше усилить эту неопределенность. Предвидя введение санкций, он размышляет о принятии дополнительных «военно-технических» мер. Можно лишь гадать, что это за меры. Ответ знает только Путин. Он сейчас находится на связи с руководителями Венесуэлы, Кубы и Никарагуа, а его приближенные намекают, что российский лидер может разместить ядерное оружие в Латинской Америке.

Путин — человек КГБ, и ему, возможно, нравится та тревога, которую он вызывает в разных частях мира, так как считает, что страх усиливает власть. Но он ведет циничную и опасную игру. По сути, Путин посадил в ящик кота, а затем поместил туда счетчик Гейгера, радиоактивную частицу и детонатор.

Пока мир размышляет над тем, взорвется или не взорвется эта «начинка», Путин продолжает следить. Однако он понимает, что котом может оказаться не Украина и не НАТО, а он сам.

Ранее военный обозреватель Николас Гвоздев порассуждал на тему текущих взаимоотношений России и Украины, а также конфликта между ними и США. По его мнению, на данный момент невозможно найти «идеальное решение», с помощью которого страны достигли бы своих геополитических целей.



";