Skip to main content
15 августа, 2026
$ 84.54
97.51

Опасные витамины: ученые объяснили, нужно ли принимать популярные пищевые добавки

09 ноября, 2021, 15:15

Однако другие исследования показывают, что витаминные добавки очень часто не только не приносят заявленной производителями пользы, но также могут быть опасными. Какие пилюли на самом деле помогают, а каких лучше избегать, отдавая предпочтение сбалансированному и питательному рациону? На эти вопросы ответил британский таблоид The Times.

Витамин С

Всплеск спроса на витамины на минувшей неделе подстегнуло исследование, опубликованное в журнале «Лайф» (Life), в котором говорилось, что витамин С помогает предотвратить тяжелую форму коронавируса и ускоряет выздоровление, поэтому он обязан войти в курс больничного лечения.

Обзор двенадцати клинических испытаний выявил доказательства, что введение витамина С внутривенно повышает уровень кислорода в крови, а также снижает воспаление и сокращает время пребывания в больнице. Даже появилось предположение, что витамин помогает предотвратить тяжелое течение «ковида».

Доктор Марсела Вискайчипи (Marcela Vizcaychipi) из Имперского колледжа Лондона уверен, что больницы должны в обязательном порядке проверять уровень витамина С у пациентов и давать соответствующие дозы для скорейшего выздоровления. В также утверждается, что госпитализированным с коронавирусом нужно 2-3 грамма в день. Авторы работы подчеркнули, что в 20 апельсинах содержится порядка 1 грамма витамина С, поэтому добавки просто необходимы людям.

Профессор Университета Глазго и специалист по обмену веществ Навид Саттар (Naveed Sattar) считает, что аргументы в пользу лечения коронавируса витамином С не убедительны. По его словам, ни одна из рассмотренных работ не привела преимуществ этого витамина. К тому же сделанные выводы «не должны отвлекать от по-настоящему эффективного лечения».

Профессор респираторной эпидемиологии Лондонского университета королевы Марии Сеиф Шахин (Seif Shaheen) в свою очередь обнаружил в методологии процедурные изъяны, подчеркнув, что выборка исследования была небольшой, а сделанные учеными выводы — склонны к предвзятости.

«Мы должны относиться к исследованию с особой осторожностью и скепсисом»,

заявил Шахин.

Он добавил, что трое из четырех авторов работы — основатель, председатель и научный советник инициативы «Витамин C против коронавируса». А эта организация частично профинансировала новое исследование и говорит о том, что витамин С «эффективен для лечения COVID-19».

Действительно, ведущий автор исследования Патрик Холфорд (Patrick Holford) — активный продавец витаминных добавок. А его инициативу «Витамин C против коронавируса» поддержал Британский альянс за свободу медицины, который заявляет, что вакцины от коронавируса небезопасны, а сам «ковид» – не более смертоносен, чем обычный грипп.

Цинк

Опубликованные на прошлой неделе исследования придали новый импульс не только витамину C, но и добавкам цинка. Новый метаанализ 28-ми рандомизированных контролируемых научных работ показал, что прием цинка сокращает продолжительность простуды, гриппа и прочих респираторных заболеваний.

В докладе Британского медицинского журнала (BMJ) говорится, что при ежедневном приеме цинка риск появления симптомов простуды снижается на 28%. Было установлено, что при лечении цинком продолжительность симптомов сокращается примерно на два дня.

Звучит это, конечно, просто замечательно, но анализ статистики помог понять, что, когда участники были заражены человеческим риновирусом в лабораторных условиях, цинк предотвратил всего 4% простудных заболеваний, а это находится в рамках статистической погрешности. И хотя продолжительность симптомов простуды может действительно немного снизиться, сокращение их общей тяжести оказалось незначительным.

К тому же ведущий автор доклада Дженнифер Хантер (Jennifer Hunter), доцент кафедры комплементарной медицины Университета Западного Сиднея, признал, что исследование не смогло установить оптимальный способ приема цинка.

Витамин D

Кроме того, на прошлой неделе ученые из Кембриджского университета предупредили, что дефицит витамина D увеличивает риск развития заболеваний и летального исхода. Анализ 33-х научных работ, которые охватили больше 500 тысяч человек, показал, что добавки витамина D будут полезны тем, у кого уровень этого витамина хронически низкий.

При этом людям с достаточным уровнем витамина D «никакой пользы от добавок, кажется, не будет», подчеркнул руководитель исследования в журнале The Lancet, эпидемиолог из Кембриджа, доктор Стивен Берджесс (Stephen Burgess).

Также Национальная служба здравоохранения рекомендует всем (в том числе беременным и кормящим женщинам) в период с октября по март «по возможности принимать 10 мкг витамина D».

Авторы работы отметили, что в холодное время года организм не получает достаточного количества витамина D из солнечного света. Этот витамин содержится в жирной рыбе, красном мясе и яичных желтках.

Симптомами хронически низкого уровня витамина D являются регулярные простуды, сильная утомляемость и усталость, а также боль в мышцах, костях и пояснице. В долгосрочной перспективе дефицит витамина D может привести к рахиту и деформации костей.

Фолиевая кислота

Регулярный прием фолиевой кислоты способен снизить уровень хронического воспаления в организме, а также риск развития болезней сердца, сахарного диабета второго типа и артрита, говорится в анализе исследований с участием около 1,4 тысячи человек, опубликованном в июне в журнале Nutrients.

Также в мае другой анализ показал, что высокий уровень фолиевой кислоты в организме защищает от деменции, расщепляя гомоцистеин. В докладе, опубликованном в журнале Frontiers of Aging Neuroscience, отмечается, что у граждан, страдающих деменцией, уровень фолиевой кислоты ниже, а гомоцистеина, напротив, выше, чем у людей без когнитивных расстройств. Высокий уровень гомоцистеина в крови повреждает слизистую оболочку артерий и повысить риск тромбообразования.

Фолиевая кислота, она же витамин B9, нужна для нормальной работы нервной системы, а также образования ДНК и здоровых эритроцитов. Ее можно отыскать в запеченных бобах, арахисовом масле, апельсиновом соке и яйцах.

Департамент здравоохранения Великобритании советует взрослым в день употреблять до 200 мкг фолиевой кислоты, а тем, кто пытается зачать ребенка и беременным женщинам —дополнительно по 400 мкг, чтобы предотвратить риск развития расщелины позвоночника и других опасных заболеваний.

Ранее доктор Карина Химено (Carina Gimeno), специалист по нутрициологии и диетологии, заявила, что витамин D регулирует метаболизм кальция и фосфора в организме, которые в свою очередь имеют фундаментальное значение для здоровья костей, зубов и мускулатуры. Но это не единственная его функция.