• 27 мая, 2021, 16:55
    Обновлено 16:55

«Беседы» со спящими: ученые изучили способность людей обрабатывать информацию во сне

Андрей Гольев
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Проведенное недавно исследование показало, что спящий человек не только может реагировать на внешние сигналы и понимать заданные ему вопросы, но и следует инструкциям, даже выполняет простейшие математические действия. Такое состояние ученые назвали интерактивным сновидением, пишет РИА Новости.

Проникая в сознание человека

Не секрет, что во сне человек проводит примерно треть своей жизни, но ученые по сей день не выяснили, как различается работа мозга у спящего и бодрствующего — либо он остается самим собой, либо полностью погружается в мир грез.

Самая популярная на данный момент научная концепция предполагает, что сон — бессознательное состояние, в котором мозг занят анализом и сортировкой впечатлений и воспоминаний. Принято считать, что установить разумный двусторонний контакт со спящим человеком невозможно — внешние воздействия или выводят его из сна или отражаются в виде трансформированных образов на подсознательном уровне.

Чтобы узнать, насколько глубоко можно туда проникнуть, исследователи проводят эксперименты с людьми в так называемом состоянии осознанных сновидений. В этот момент спящий понимает, что видит сон, и воспринимает происходящее в нем соответствующим образом. Впервые данное явление описал греческий философ Аристотель, который жил в IV веке до н. э.

Если исходить из проведенных опросов, то каждый второй человек хотя бы раз в жизни видел осознанные сны, а порядка 10% испытывают такое раз в месяц или даже чаще. Возможность в какой-то мере управлять сновидениями, по мнению исследователей, открывает широкий спектр возможностей для прикладного применения, начиная от обучения во сне и заканчивая психотерапевтическими воздействиями.

Быстрый и медленный сон

У спящего человека всегда между собой чередуются две главные фазы: медленного (глубокого) и быстрого (поверхностного) сна, причем сначала преобладает медленная фаза, а перед пробуждением – быстрая. Последнюю еще часто называют фазой БДГ — быстрого движения глаз. Наиболее отчетливый ее признак — едва уловимые колебания век, которые связаны с движениями глазных яблок, учащенным дыханием и сердцебиением.

Фазы БДГ зачастую составляют 20-25% от продолжительности ночного сна — примерно 90-120 минут. Одна фаза длится 10-20 минут и чередуется с медленной. У большинства людей сон состоит из 4-6 таких циклов, каждый из которых занимает в среднем 80-100 минут. Во время быстрого сна активность мозга увеличивается, именно в этот промежуток времени людей посещают сновидения и вызванные ими переживания.

Если говорить о тех экспериментах, что проводят ученые, то они как раз проходят во время фазы БДГ. Причем те, кого исследуют специалисты, обычно могут контролировать себя во сне, то есть, входить в состояние осознанных сновидений. Тем более, как недавно выяснили ученые, эту способность можно натренировать.

«Беседы» со спящим человеком

До сих пор такие исследования ограничивались отслеживанием на электроэнцефалограмме ответных сигналов на внешние воздействия. Однако недавно специалистам удалось доказать, что с человеком в состоянии осознанных сновидений можно «беседовать» посредством «вхождения» в его сны.

Чтобы повысить достоверность результатов, эксперимент решили проводить в 4-х независимых друг от друга лабораториях, расположенных в США, Франции, Германии и Нидерландах. Ученые набрали 36 человек, среди которых были как те, кто владел навыком осознанных сновидений, так и те, кто делать этого не умел. Когда участники эксперимента засыпали, исследователи следили за их показателями быстрого сна.

В итоге ученым впервые в истории не только удалось передать спящим световые, звуковые и тактильные сигналы, но провести «беседу», а также заставить их решать простейшие математические. При этом ни один из вопросов участники не слышали ранее, когда тренировались.

Для ответа были использованы сигналы, которым сновидцев научили перед экспериментом: они улыбались или хмурились, а чтобы указать число, двигали несколько раз глазами из стороны в сторону или использовали шаблон азбуки Морзе.

По ту сторону реальности

Также авторы работы хотели выяснить, в какой форме доходят до спящих внешние сигналы. Поэтому, если ответ был успешным, участников будили и просили рассказать, что им снилось.

По словам одного из сновидцев, вопрос «Сколько будет 8+6?» во сне прозвучал из автомобильного радиоприемника. Другой рассказал, что во сне был на вечеринке, когда вдруг по громкой связи раздался вопрос «Говорите ли вы по-испански?», на что он ответил: «Нет».

Теперь ученые надеются, что разработанную ими технику будут использовать в терапевтических целях для борьбы с расстройствами сна, а также различными фобиями, психологическими травмами и депрессиями. Однако очень важно, чтобы это было именно состояние осознанного сновидения, когда человек может «проснуться» во сне, в противном случае существует большой риск запутаться в том, где сон, а где реальность. К тому же у людей с неустойчивой психикой это может привести к тяжелым расстройствам, например, шизофрении.

Ранее кандидат психологических наук, сомнолог, клинический психолог высшей квалификационной категории Алексей Мелехин заявил, что попытки людей доспать днем сбивают режим бодрствования и увеличивают вероятность появления ночных кошмаров до 80%. По его словам, если человек не высыпается ночью, то ему ни в коем случае нельзя досыпать днем.

Подписывайтесь на LIVE24.RU в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.

Поделитесь новостью: