Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Как введенные против России санкции отразились на стоимости бензина в Европе

11 марта, 2022, 21:56
© pixabay.com

На полный автомобильный бак горючего 100 евро сейчас может и не хватить, пишет литовское издание Delfi.lt. Водители говорят, что цены на АЗС меняются несколько раз в день. Экономисты, в свою очередь, предупреждают, что вскоре подорожает не только горючее, но и продукты в магазинах.

Так, в минувшую среду, 9 марта, на некоторых заправках горючее стоило 1,9 евро. Похоже, что в Польше на более дешевое топливо, несмотря на сниженный НДС, тоже сейчас рассчитывать не приходится. Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните заявила, что власти не станут предлагать снижать акциз на горючее, а экономисты говорят, что вскоре подорожает не только горючее, но и продукты на прилавках магазинов.

Цены на заправках шокируют водителей. Один из автомобилистов отметил, что еще на прошлой неделе цена была 1,5 евро, а теперь уже 1,84 евро. Другой автовладелец отметил, что поездки придется теперь отложить, хотя иногда нужно куда-то выехать, но даже в этих случаях придется воздержаться.

В соцсетях пишут, что на некоторых АЗС за день горючее подорожало на 10 центов. Сейчас цена местами достигает 1,9 евро. Всем сейчас плохо. Почему кому-то должно быть лучше, не понимает один из пользователей.

За более дешевым горючим скоро не будет смысла ездить даже в Польшу, где на него снижен НДС с 23% до 8%. Староста Пуньской гмины Витаутас Лишкаускас заявил, что с 25 февраля цена начала расти.

Поляки говорят, что цены, как и в Литве, увеличиваются каждый день. Сейчас горючее стоит примерно 1,68 евро. Позавчера говорили, что скоро 1 литр будет стоить 8 злотых, а на деле местами столько уже стоит дизтопливо, заявил Лишкаускас.

Поговаривают, что в скором времени горючее может достигнуть стоимости в 10 злотых, то есть в 2 евро. Однако с такими ценами поляки готовы мириться. Некоторые отмечают, что, возможно, это поможет больше ездить на велосипедах. Похоже, на велосипеды придется пересесть и литовцам. В ближайшем будущем можно будет наблюдать и экзотические цены. Экономист Жигимантас Маурицас не исключает, что цена достигнет 2 евро.

Правительство пока что не собирается ничего делать для амортизации цен. Непонятно, будут ли наложены санкции на нефть из России, придет ли на рынок другое «черное золото», сколько его будет, поэтому, пока остаются неясности, все возможные действия властей, например, снижение акциза осядут в карманах поставщиков, отметила Шимоните.

В начале марта министр экономики Дайнюс Крейвис сказал, что некоторые АЗС могут воспользоваться напряжением, возникшим в связи с горючим. Ассоциация торговцев горючим отрицает эти подозрения. АЗС покупают по 1,94 евро и продают по 1,92-1,93 евро себе в убыток, заявил председатель совета Литовских АЗС Каролис Стасюкинас.

Представители АЗС предлагают уменьшить количество биотоплива в горючем, что в свою очередь позволит снизить цену на 10-12 центов. Министр охраны окружающей среды Симонас Гентвилас с этим не согласился. По его словам, это вовсе не так. Были проведены подсчеты, которые показали, что это вопрос 1 цента. Это доходы литовских фермеров, которые выращивают зерно, рапс, эти средства возвращаются в бюджет фермеров.

Цены на горючее не только ограничат поездки, но также подкорректируют продуктовую корзину, еда вырастет в цене еще сильнее. Экономист Индре Гените-Пикчене заявила, что потребители почувствуют подорожание продуктов питания. Вероятнее всего, в ближайшем будущем изменятся ожидания и поведение людей, граждане откажутся от товаров не первой необходимости, а также от необязательных поездок на авто.

Маурицас добавил, что растет не только цена на топливо, но и на другие энергоресурсы. К тому же зерно сильно выросло в цене.

В последний год цены в Литве росли быстрее, чем в среднем по ЕС. Экономисты предлагают гражданам забыть и о прогнозах в связи с завершением роста инфляции. Продукты подорожают из-за увеличения стоимости удобрений и их дефицита в Европе. Это в свою очередь скажется на урожае, ценах на корма и стоимости мяса.

Между тем, топливо дорожает не только в Европе, но и в США. Если до военной спецоперации России, направленной на демилитаризацию и денацификацию Украины, цены на бензин увеличились примерно на 1 доллар, то после ее начала они выросли на 70%.

При этом средства массовой информации редко проводят между ними различие. Вместо этого журналисты сделали тот же ход, что и президент США Джо Байден, который связал общую сумму рекордно высоких цен на топливо в Америке с «путинским повышением», свалив всю вину на своего российского коллегу Владимира Путина.

Ранее Китай заявил о готовности купить у России энергоресурсы, несмотря на угрозу американских санкций. Такой шаг представляет выгоду для КНР, так как может помочь сбалансировать «структуру торговли» страны.