Skip to main content
26 ноября, 2024
$ 103.7
108.8

Аналитики рассказали, что сделают с ценами на бензин в России

16 августа, 2021, 9:31
© pexels.com
Стоимость топлива растет с конца прошлого года.

Все становится дороже

В конце минувшей недели на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) бензин марки АИ-92 вновь обновил исторический максимум — 58 456 рублей за 1 тонну. При этом АИ-95 покупают за 59 436 (рекорд — 60 029). На биржах и в оптовых сетях цены начали расти еще с конца 2020 года: за период с января по июль увеличились на 15%. В рознице — на 5%.

По данным Росстата, с 2 по 9 августа бензин и дизтопливо прибавили в цене в среднем еще 13 копеек. АИ-92 подорожал до 45,82 рубля за 1 литр (+10 копеек), АИ-95 — до 49,58 (+11 копеек), АИ-98 — до 56,99 (+27 копеек). В крупных городах подорожание было еще больше. Например, Московская топливная ассоциация заявила, что АИ-92 подорожал до 45,92 рубля, АИ-95 — 50,90 рубля, АИ-98 — 58 рубля. При этом дизельное топливо реализуют за 49,88 рубля.

Что произошло

Восстановление мировой экономики после пика кризиса, который был вызван пандемией коронавируса, привело к резкому повышению спроса на энергоносители. Бензин и дизтопливо дорожают по всему миру.

Директор по административно-хозяйственной деятельности ТК «Байкал-Сервис» Александр Разин отметил, что сейчас на стоимость топлива влияют сразу несколько факторов: сезонный – вызванный скачком цен на сырье, а также инфляционный — из-за денежной эмиссии ведущими мировыми Центробанками в связи с пандемией коронавируса.

Положение также усугубило расширение внутреннего туризма при закрытых границах. К тому же сейчас ряд нефтеперерабатывающих заводов находятся на ремонте. Еще влияние оказал рост экспортных цен, а также снижение предложения на бирже и ограничение добычи в рамках соглашения ОПЕК.

Разин подчеркнул, что на внутренний рынок сильно давит увеличение нефтяных котировок — с 67 до 76 долларов за баррель, при этом валютный курсе рубля остается неизменным. Нефть и нефтепродукты в пересчете на российскую валюту сейчас находятся на историческом максимуме.

Что с демпфером

Вот уже как два года в России работает демпферный механизм. Когда экспортная цена больше индикативной внутренней, государство начинает доплачивать компаниям, чтобы они не уходили на внешний рынок, если ниже — нефтяники сами отдают часть разницы в госбюджет. В Минэнерго уверяют, это помогают сдерживать цены. По словам заместителя министра энергетика Павла Сорокина, 1 литр бензина на АЗС мог бы стоить на 15 рублей дороже, если бы правительство не принимало меры. Действительно, сейчас компенсируют почти 20 тысяч рублей на 1 тонну, то есть примерно 15 рублей за 1 литр.

При этом аналитики заявляют, что в нынешней ситуации демпфер не так эффективен: выплаты уже превысили акциз, а это значит, что с бензина государство ничего не получает.

Игроки рынка тоже настроены скептически. Демпфер, по словам основателя сервиса по продаже топлива онлайн Benzuber Артема Скворцова, не работает. Ситуация стала критичной, она уже не рыночная.

Пригрозили запретить

В июле этого года в правительстве начали обсуждать радикальные шаги — в частности, введение временного запрета на экспорт топлива. Предполагалось, что это сможет сдержать цены в рамках общей инфляции. Ограничение экспорта обычно фиксирует стоимость топлива на АЗС и как следствие транспортные издержки. Вдобавок подъем нефтяных котировок в 2021 году совпал с началом уборочной кампании на юге РФ.

Основатель «Benza-Пензаспецавтомаш», производителя автоматизированных мини-АЗС и колонок, Михаил Колесников отметил, что от жестких мер решили отказаться, потому что это слишком сильно ударило бы по нефтепереработчикам. Вероятно, запрет вводить не собирались — скорее всего, так попытались стимулировать компании, чтобы они увеличили предложение на рынке.

Однако если власти не найдут другого выхода, то они все же пойдут на это. С другой стороны — это не поможет производству топлива. Кроме сдерживания цен чиновники еще должны заботиться о том, чтобы увеличивать экспорт не сырой нефти, а продуктов переработки. В связи с этим запрет будут вводить только в крайнем случае. Если это произойдет, предложение на рынке резко увеличится, и опт станет дешевле, пояснил аналитик.

Артем Скворцов из Benzuber в свою очередь добавил, что ограничение экспорта, вероятно, позволит решить проблему в краткосрочной перспективе, однако сильно ударит по имиджу поставщиков бензина. Нужно понимать, что российские производители приложили огромные усилия, чтобы продавать готовый продукт, а не просто сырую нефть.

Распечатать запасы

В результате решили идти по другому пути. Правительство поручило компаниям увеличить продажи бензина на бирже, распечатав при этом накопленные запасы.

Михаил Колесников из «Benza-Пензаспецавтомаш» заявил, что у переработчиков теперь есть два варианта — нарастить производство или тратить резервы. Вырастет предложение — можно ждать удешевления и стабилизации, но цены на заправках ниже не станут, просто перестанут расти.

Увеличение количества продаваемого на бирже топлива поможет немного снизить оптовые цены. По словам независимого эксперта в сфере нефти и газа Валдиса Плявиньша, такая ситуация возникла в том числе из-за низкого предложения — ряд НПЗ закрылись на плановый ремонт. В связи с этим подобные меры, а также ввод перерабатывающих мощностей в Куйбышеве и Сургуте могут повлиять на политику на оптовом рынке топлива.

Вдобавок сейчас в правительстве рассматривают введение временного запрета на продажу бензина трейдерами — это спекуляционнные сделки, которые основаны на принципе «покупаем сами у себя». Право на реализацию, вероятнее всего, оставят только производителям, а предельный рост цены в рамках торговой сессии — ограничат. Аналитики такой подход одобряют.

При этом нужно понимать, что возможность ужесточения до сих пор есть. Вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что если ситуация ухудшится, экспорт нефтепродуктов придется запретить. По его словам, нефтяники должны помочь нормализовать положение. В частности, этому поспособствует равномерное увеличение предложения смесей углеводородов на бирже.

Ранее стало известно, что российские автомобилисты почти на четверть сократили траты на бензин в первом квартале 2021 года. Средний чек на АЗС составил 1 228 рублей. Жители России стали пользоваться личным транспортом не так активно, как в прошлом году. Граждане отказываются от поездок на собственном автомобиля, выбирая в качестве средства передвижения такси.