Skip to main content
23 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Аналитики рассказали, что происходит с ценами на АИ-92 и АИ-95

26 июля, 2021, 13:01
© pexels.com
Бензин снова подорожал.

Дороже, чем когда-либо

pexels.com

Впервые АИ-95 стоит более 60 тысяч рублей за 1 тонну, а АИ-92 — 57,5 тысячи. При этом дизтопливо тоже не хочет уступать. В июне был побит рекорд последних лет – более 51,6 тысячи рублей за 1 тонну. В июле случился небольшой откат, однако на этой неделе цены вновь пошли в гору и превысили 51 тысячу.

Аналитики называют сразу несколько причин такого подорожания. Во-первых, нефть, которая выросла в цене из-за увеличившегося спроса на горючее. Сейчас сезон отпусков в самом разгаре: многие уже отправились отдыхать на автомобилях, к тому же участились авиаперелеты. Сказывается также плановый ремонт нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а производство бензина при этом сократилось.

Кроме того, рост цен провоцируют колебания рубля. Вице-президент по стратегическому развитию «Лукойла» Леонид Федун ранее заявил, что топливо подешевеет, только в том случае, если укрепится нацвалюта.

Еще недавно Минэнерго уверяло россиян, что ситуация находится под контролем. Замминистра Павел Сорокин прогнозировал стабилизацию котировок к концу июля. По его словам, как только НПЗ заработают на полную мощность, цены сразу же опустятся.

В пресс-службе ведомства заявили, что с поставками топлива на внутренний рынок нет никаких проблем — ситуация сейчас, по крайней мере, не хуже уровня, который был до начала пандемии коронавируса. Каждый день через биржу проходит 30,5 тысячи тонн.

Однако еще один скачок цен заставил скорректировать мнение. Если рост продолжится на следующей неделе, то экспорт топлива запретят. Либо нужно будет регламентировать объемы и уровни цен на оптовом рынке, заявил глава Минэнерго Николай Шульгинов.

Остановить рост цен любой ценой

pexels.com

Если российское правительство наложит запрет на поставки бензина за границу, то цены не изменятся до конца лета или даже начала осени, полает эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн.

По его словам, в таком случае к сентябрю АИ-92 будет стоить 45,95 рубля за 1 литр, а АИ-95 вплотную приблизится к 51 рублю. Причем до конца года темп роста будет ускоряться – до 46,80 и 52 рублей соответственно.

Однако министр энергетики настроен оптимистично. По словам Шульгинова, рост биржевых оптовых цен на бензин не окажет значительного влияния на динамику розничной стоимости на АЗС для россиян.

Для сдерживания роста цен на топливо с 2019 года в России работает так называемый демпфирующий механизм. Действует он следующим образом: рассчитывают разницу между экспортной ценой топлива и индикативной внутренней. Если она оказывается положительной, то крупные нефтяные компании получают субсидии. Если отрицательной, то компании платят деньги в бюджет.

При этом независимые АЗС лишены такого маневра. Они терпят убытки. Так продолжается с марта этого года, и сейчас такие заправки находятся на грани банкротства. В этом году в РФ работают 23 тысячи АЗС. Треть из них принадлежит крупным нефтяным компаниям, а все остальные — независимые.

В розничном секторе высокая конкуренция, но все упирается в одно правило, по которому рост стоимости топлива на АЗС не должен превышать инфляцию. При этом мировая экономика постепенно восстанавливается от пандемии, следовательно, увеличивается спрос. Оптовые цены растут, к ним подтягиваются розничные. Однако они ограничены инфляцией. В итоге доходность заправочных станций ниже суммы, необходимой для покрытия текущих расходов, уплаты налогов, оплаты кредитов и т. д.

Демпфер: помогает или создает преграды?

pexels.com

Правила ценообразования только купируют рост оптовых и розничных цен, в связи с чем подорожание неизбежно, считает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

На рынок оказывает влияние фискальная политика — например, когда повышается налоговая нагрузка на внутренний рынок, она же падает на экспорт. Это в свою очередь разгоняет оптовые цены. Так как крупные нефтяные компании доминируют на локальных рынках и не переписывают табло, независимые АЗС вынуждены идти за ними. С 2014 по 2021 годы акцизы на бензин и дизтопливо увеличились почти втрое. Это заложено в Налоговый кодекс РФ, они индексируются примерно на 4% каждый год. Экспортная пошлина снизилась на 95% с 2014-го. Понятно, что в такой ситуации поставлять за границу выгоднее, пояснил эксперт.

При этом демпфер в правительстве обсуждают с завидной регулярностью. Например, в мае были скорректированы его параметры для нефтепродуктов. Минэнерго рассчитывало, что в июне рост цен остановится на весь год. Однако этого не случилось. Вице-премьер РФ Александр Новак в конце июня провел совещание с нефтяниками. Решили не предпринимать кардинальных мер. По крайней мере, не регулировать рынок до получения итогов третьего квартала.

Аналитики убеждены, что нынешние изменения цен, вероятно, вынудят российские власти поторопиться. Правительство попытается сдержать рост на бирже и в рознице через договоренности с нефтяниками.

Однако демпфер просто не сработает, если разница между экспортными и внутренними ценами будет значительной. Сейчас по 95-му превышение составляет порядка 13 тысяч рублей за 1 тонну, то есть 21,5%. Эксперты считают, что стране нужен механизм, при котором нефтепереработчикам будет все равно, куда направлять топливо на продажу — на российский рынок или за границу.

Ранее резидент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов заявил, что стоимость бензина до конца этого года может вырасти на 8%. Руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая в свою очередь добавила, что рост розничных цен на бензин и дизтопливо в целом в 2021 году не превысит 5%.