Skip to main content
16 октября, 2024
$ 97.01
105.6

Россию ждет дефицит автомобилей BMW и Mercedes-Benz

17 марта, 2022, 9:12
© pixabay.com

Наиболее популярные в нашей стране европейские премиум-марки машин, в том числе BMW и Mercedes-Benz, могут сократить модельные линейки из-за новых санкций, введенных Европейским союзом. Под них попали авто стоимостью более 50 тысяч евро (почти 6 млн рублей по текущему курсу), а также их компоненты, что в свою очередь ограничивает импорт, выпуск и, вероятно, обслуживание самых маржинальных и дорогих моделей в России. При этом запрет США коснулся ввоза почти всех машин, пишет газета «Коммерсантъ».

Модельный ряд представленных в нашей стране автомобилей резко сократится на фоне введенных КС и США экономических ограничений. Так, исходя из пакета санкций, который был принять Евросоюзом 15 марта, запрещенным к ввозу в РФ предметом роскоши стали машины дороже 50 тысяч евро. Эта планка отсекает не только авто суперпремиум-класса вроде Ferrari, Maserati и Porsche, но также более распространенные в России BMW и Mercedes, кроме нескольких моделей, например, третьей серии BMW и X1, Mercedes C- и E-класса.

Среди премиальных марок основной спрос в России приходится именно на производителей из Европы. Так, доля BMW на отечественном авторынке по итогам прошлого года составила 2,8%, было реализовано 46,8 тысячи машин (без учета Mini), а Mercedes-Benz — 2,6%, (43 тысячи машин). Это сопоставимо с долей массового Volkswagen (3,3%). Остальные европейские премиальные марки отстают: немецкая Audi реализовала 16,4 тысячи машин, шведская Volvo — 9,1 тысячи, а немецкий Porsche — 6,3 тысячи.

Некоторые марки 11 марта уже оказались под ограничениями США. Оттуда в Россию кроме дорогих моделей Chevrolet и Cadillac (General Motors) поставлялись Nissan Pathfinder и Toyota Highlander. К тому же в Америке производят BMW X серии и Mercedes GL.

Пока что непонятно, можно ли производить такие машины в России. У Mercedes есть завод мощностью 25 тысяч авто в год, расположенный в Московской области, где выпускаются Mercedes-Benz Е-класса, GLC, GLE, GLS. При этом BMW X5, X6, X7 собираются для нашей страны на калининградском «Автоторе». Сейчас оба производства были закрыты. Однако в начале февраля BMW и «Автотор» договорились об углублении локализации и продолжении выпуска авто на калининградской площадке до 2028 года — действующий договор истекает в конце марта 2022-го. Компания должна была начать выполнять сварку и окраску моделей BMW X5, X6, X7 и 5-й серии. На «Автоторе» для этого создали отдельную площадку. Однако в список ограничений Евросоюза вошли запчасти и компоненты для автомобилей, которые стоят дороже 50 тысяч евро. Причем некоторые компоненты универсальны для разных моделей, в том числе дешевле этой ценовой планки.

Получается, что влияние на производство будет также зависеть от трактовки запрета. В BMW и Mercedes-Benz журналистам не ответили на вопрос о перспективах производства в РФ. При этом в BMW подчеркнули, что пока не рассматривают передачу бизнеса в России своему российскому партнеру.

Источники газеты в свою очередь отметили, что самые дорогие модели являются также самыми доходными для автоконцернов, а введенные санкции ухудшают положение BMW и Mercedes-Benz по отношению к производителям из Азии, которые пока что сохраняют продажи в России. При этом россияне могут купить любую машину, например, в Казахстане.

При этом один из источников подчеркнул, что на данный момент у автоконцернов есть и более глобальные проблемы. По его словам, заводы BMW и Volkswagen в мире приостанавливают работу из-за перебоев в поставке комплектующих с Украины, а в Россию в целом не налажены логистические цепочки. К тому же вложенные Mercedes-Benz инвестиции в производство в нашей стране не могли окупиться всего за несколько лет работы.

Крупные автоконцерны могут позволить себе «заморозить» ситуацию в РФ — на фоне общей нехватки машин в мире проблем с продажами у них не возникнет. Один из собеседников считает, что в ближайшие несколько месяцев бренды станут вести переговоры, в том числе с российским правительством, чтобы решить, как они будут представлены в России.

Источник в одном из премиальных автоконцернов говорит о рисках запрета на поставку комплектующих для существующего автопарка в РФ, потому что те же зеркала поставляются под конкретные модели. В случае жесткой трактовки данный подход может привести к невозможности обслуживания автомобилей клиентов при прямых поставках из Евросоюза.

Ранее ряд иностранных автомобильных брендов приостановил поставку автомобилей в Россию. Это значит, что стоимость комплектующих для них может вырасти минимум на 40%.