Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Европа приостановила работу автозаводов из-за нехватки никеля, жгутов и электропроводки из России и Украины

08 апреля, 2022, 10:59

Европейские автозаводы сейчас находятся в простое. Им не хватает никеля, жгутов и электропроводки, которые раньше поставляли Россия и Украина. Дилеры уже недополучили несколько миллионов автомобилей. Журналисты РИА Новости подсчитали, сколько еще недосчитается мировой автопром.

© pixabay.com

Европа осталась без жгутов

Украина перестала выпускать проводки в жгутах, которые используют во многих марках Volkswagen Group. Наблюдается дефицит комплектующих у BMW — уже встали два завода в Германии и один в Великобритании.

Специальная военная операция на Украине «ляжет тяжелым бременем» на операционный бизнес Skoda, заявил представитель чешской марки. Audi приостановила завод в Германии и скорректировала планы венгерского предприятия. Американская компания Ford тоже связала свои проблемы с российско-украинским конфликтом и дефицитом полупроводников.

Несколько лет фирмы из США и Европы создавали производство на Украине. Привлекали низкие затраты и дешевая рабочая сила. Главные автокомпонентные мощности — на западе страны, поближе к европейским заводам. Там, в частности, расположилась французская Nexans, которая выпускает кабели и проводники, а также японская Fujikura, специализирующаяся на электрооборудовании.

Порядка 40 предприятий украинского автопрома сейчас не работают. Запад пытается срочно заменить поставщиков. Например, Volkswagen увеличил нагрузки на смежников в Румынии, Мексике, Венгрии, Китае и в других странах.

Автоконцерны пытаются перенести мощности в другие государства или продублировать их у себя. Однако для этого надо закупить необходимое оборудование, на установку которого уйдут месяцы. А время — это деньги.

Так, оснащение производства для изготовления ремней безопасности в Британии будет стоить от 100 тысяч до 2-х млн фунтов стерлингов.

Ситуация усугубляется трудностями с никелем. РФ находится на третьем месте по добыче после Индонезии и Филиппин. Проблемы с этим металлом вынудят автомобильные заводы тратить больше средств.

Котировки никеля 8 марта 2022 года превысили 100 тысяч долларов за 1 тонну — это рекорд. Торги на Лондонской бирже прекратили — впервые с 1985 года. Все совершенные в тот день сделки на общую сумму порядка 4-х млрд долларов отменили. Перерыв длился 7 дней. Теперь никель стоит 33 тысячи долларов.

Вопрос экспорта из России сейчас является сугубо политическим. Аналогичная ситуация с логистикой. Все стало настолько нестабильно, что цены то взлетают на 10%, то падают на 20%, пояснил специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов.

По его словам, в первую очередь нехватку никеля ощутят автозаводы в Европе. Санкции напрямую влияют на поставки сырья и компонентов. Как следствие — на прибыль компаний.

Производство машин в ближайшие несколько лет сократится на 5 млн, считают аналитики американского рейтингового агентства S&P Global Mobility. В прошлом году с конвейеров сошли 81,5 млн авто.

Пересядут на подержанные автомобили

pixabay.com

Проблемы в автопроме появились еще в 2020-м, когда началась пандемия коронавируса. Отрасли не хватало электроники и полупроводников, затем подорожали топливо и электроэнергия. Теперь отсутствует российское сырье.

Повышение котировок никеля и его нехватка ударят по себестоимости автомобилей, уверен Николай Вавилов.

К тому же выросли затраты на аккумуляторные батареи. В результате, к примеру, цена электрокроссовера Tesla Model Y выросла на 8 тысяч долларов, отметили аналитики S&P Global Mobility.

Теперь самая дешевая Tesla стоит порядка 50 тысяч долларов с учетом налогов и прочих сборов. Большинство новых электрокаров в США продают не менее чем за 40 тысяч. Премиальные электромобили, такие как топовый Lucid Air, теперь стоят 170 тысяч.

Не забудьте добавить к этому запредельные котировки энергоносителей. В частности, спотовая цена газа сейчас составляет примерно 1,3 тысячи долларов за 1 тысячу кубометров. Вряд ли в ближайшем будущем водители массово откажутся от привычных авто и пересядут на электрокары. Евросоюзу отказ от бензина придется отложить.

Конечно же, машины дорожают и в нашей стране: в марте — на 35-40%. Больше всего — премиальные. Сказался уход с рынка американцев, европейцев и японцев. Пока что склады не опустели. Однако спрос в автосалонах минимальный — из-за падения реальных доходов населения. Некоторые дилеры говорят о сокращении продаж на 60%. Будет еще хуже, если Центробанк со временем не понизит ключевую ставку, которая сейчас составляет 20%. Автокредиты для россиян неподъемные, а живых денег на руках нет. Если кто и мог что-то купить, то уже сделал это, опасаясь обесценивания своих сбережений.

Ввезенные до западных санкций автомобили закончатся за несколько месяцев, прогнозируют дилеры. Авторетейл теперь рассчитывает на вторичный рынок. К концу марта цены на машины с пробегом снизились на 5-10%. Однако и в этом сегменте продажи снижаются из-за сокращения доходов населения. Взрывного спроса в апреле, по словам экспертов, ждать не стоит.

Пока западные производители массово приостановили бизнес в РФ, свежие модели ожидают из Южной Кореи и Китая. В частности, кроссовер Haval Dargo. Российская цена на эту модель пока неизвестна. В Китае стоит 120 тысяч юаней (примерно 1,5 млн рублей).

Корейцы в свою очередь предложат Kia Sportage с двумя бензиновыми двигателями на выбор. Есть также компактная Chery Tiggo 4 Pro — рестайлинговая версия модели, которая в России на данный момент продается за 1,7 млн рублей.

Ранее цены на шины в России выросли на 10-30%, из-за чего автомобилисты ринулись массово их скупать. В преддверии нового сезона спрос на летнюю резину повысился на 120%, а на зимнюю — на 60%.



";