Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

7 автомобилей советской эпохи, покорившие сердца водителей

08 января, 2022, 14:15
© lada.ru

Такие резонансные авто, как Trabant и «Лада», — только вершина айсберга автомобильной истории Восточной Европы и России. Государственные автопроизводители использовали весьма ограниченные ресурсы, чтобы обеспечить миллионы людей машинами — легковушками, внедорожниками и даже бизнес-фургонами.

Некоторые компании решили сосредоточиться на дизайне, чтобы прочно закрепиться на иностранных рынках, а другие пытались соперничать со своими более опытными коллегами. Портал Yahoo Japan рассказал о самых популярных автомобилях восточноевропейского и российского автопрома.

«Застава 750» (1955 год)

Сотрудничество между компанией «Застава» из бывшей Югославии и Fiat из Италии началось в 54-м году прошлого столетия, когда первая приступила к производству модели 1400. У относительно большой и дорогой машины оказалось совсем мало покупателей в Югославии. Поэтому «Застава» получила лицензию на производство Fiat 600 и стала продавать его на местном рынке. Первые модели производились с использованием деталей, которые поставляли из Италии, но вскоре компания начала строить с нуля, чтобы удовлетворить местный рынок и выпустить более дешевые авто.

В «Заставе» несколько раз модифицировали модель 600, но никто не додумался сконструировать четырехдверный кузов, который создала компания SEAT из Италии.

В результате эта модель получила четырехцилиндровый двигатель объемом 848 кубических сантиметров мощностью 32 л. с, который позволял машине разгоняться от 0 до 100 км/ч за 29,4 секунды. Для сравнения, оригинальной модели 600 мощностью 21.5 л. с требовалось более 1 минуты для разгона до 100 км/ч.

«Татра 603» (1956 год)

Чешская «Татра» запомнилась дизайном. Модель 603, которая сошла с конвейера в 1956 году, оказалась одним из самых передовых авто за всю историю компании. У нее хорошая даже по сегодняшним меркам аэродинамика и двигатель V8 с воздушным охлаждением, который был устновлен сзади.

Если бы вы жили в те времена в Восточной Европе, тогда точно не захотели бы увидеть «Татру 603» рядом со своим рано утром. Дело в том, что на ней в основном передвигались государственные служащие. «Татра» экспортировалась в некоторые страны. Ходят слухи, что Фидель Кастро приобрел белую модель, оснащенную кондиционером.

«Шкода 1000МВ» (1964 год)

С прицелом на западноевропейский рынок автопроизводитель из Чехии начал разработку модели 1000MB. У многих популярных в Западной Европе авто, например, Volkswagen Beetle, Renault 8 или Fiat 600, двигатель установлен сзади.

«Шкода» пробовала варианты с переднемоторной компоновкой и с передним или задним приводом, но в результате остановилась на заднемоторной компоновке и заднем приводе. В то время передний привод был слишком новаторским решением.

Производство 1000MB завершилось в 1969 году. «Шкода» продолжала выпускать авто с задним расположением двигателя до 90-го года прошлого столетия.

Trabant 601 (1964 год)

В 1964 году восточногерманская компания Trabant выпустила автомобиль экономкласса 601, который заменил модель 600. Эту машину могли позволить себе даже рабочие завода. В нем не было ничего революционного.

По дизайну он был похож на Peugeot 404, но только меньше. В начале 1970-х ожидалось появление следующей модели, которая стала бы преемником 601-й, но в итоге она продавалась практически без изменений до 1990 года.

ЗАЗ 966 (1966 год)

Поговаривают, что украинский ЗАЗ 965 был настолько плох, что вместо того, чтобы вносить постепенные улучшения на протяжении десятилетий, завод решил разработать преемника с нуля.

В итоге инженерная мысль привела к модели 966, которая сошла с конвейера в 1966 году. Она была удобной, вместительной и с улучшенной системой охлаждения.

В 1971 году завод выпустил модель 968, и именно к такому дизайну стремился ЗАЗ. Эта модель была в производстве до 1994 года, претерпев незначительные изменения. 968-я запомнилась водителям как последняя модель, серийно выпущенная с двигателем V4.

«Лада-2101» (1970 год)

Легенда советского автомобилестроения – первый серийный автомобиль «Лада», модель 2101, дебютировал в 70-м году прошлого века. Его создали на базе отлично зарекомендовавшего себя Fiat 124, однако конструкция была изменена для соответствия российским дорогам.

Инженеры поставили новый двигатель, а кузовные панели сделали толще, чтобы предотвратить коррозию. К тому же были улучшены детали подвески.

В одночасье 2101 стал настоящим народным автомобилем в СССР. Производство было прекращено в 1988 году. Это произошло после того, как Fiat снял с производства модель 124.

На смену пришли 2105 и 2107, которые продолжали выпускаться 2012 года. В том же году выпустили последнюю модель на базе 124 — 2104 «Эстет».

«Лада Нива» (1977 год)

Нужно сделать «Renault 5 на шасси Land Rover» — именно такую установку получили дизайнеры «Лада Нива». Миссия была успешно выполнена. Тщательно протестированную в пустынях Узбекистана «Ниву» запустили в производство в 1977 году как недорогой внедорожник.

«Лада» испытывала прототип с открытым верхом, который чем-то напоминал Jeep, но разумно остановилась на закрытой крыше, учитывая суровые российские погодные условия.

«Нива» повидала весь мир и прошла через все на свете. Она экспортировалась почти во все страны (даже в Канаду и на остров Кинг-Джордж в Антарктиде). Интересно, что эта модель по сей день хорошо продается, особенно в РФ, но ее планируют снять с производства в конце 2023 года.

Не секрет, что автомобиль Lada Vesta принято считать гордостью АвтоВАЗа: модель была разработана на собственной платформе Lada B/C, однако ее следующая генерация создается на модульной архитектуре альянса CMF-B. Сейчас все крупные автопроизводители в мире имеют масштабируемую архитектуру, которая позволяет создавать на ней легковые авто и кроссоверы разных классов.