Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Пятый столп производства: как данные стали «новой нефтью»

14 декабря, 2021, 15:29
© pixabay.com

В современном мире данные стали «новой нефтью». Об этом еще в 2006 году заявил британский математик и эксперт в области анализа данных Клайв Хамби. Тогда он не только произнес эту фразу, ставшую крылатой, но и объяснил, почему данные сродни нефти. По его словам, они имеют огромную ценность, но в необработанном виде непригодны для использования. К тому же как и нефть, из которой надо производить продукты, которые приносят человечеству прибыль, данные нужно перерабатывать и анализировать, чтобы они были полезными.

Все, что мы сейчас делаем, — это и есть производство данных. Без данных наш мир полностью слеп. Они необходимы во всех отраслях: начиная с экономики и заканчивая политикой, пишет издание Raseef22.

Когда мы общаемся в соцсетях, то неплохо проводим время. Каждое действие, которое нами совершается, производит данные: мы пишем, ставим лайки, читаем, смотрим и т. д. Все это объединяется в «большие данные» («Big Data»). Такие собранные данные представляют собой «сырую нефть». После сбора происходит анализ и классификация по определенным критериям: пол, возраст, местонахождение и другие. Впоследствии это превращается в «компас», который помогает компаниям работать.

Затем наступает процесс определения маркетинговой политики компаний, то есть целевая группа и содержание рекламных кампаний. Рекламные объявления настраиваются в соответствии с интересами каждого человека, чтобы продвигать определенный тип товаров. Все это, конечно же, позволяет фирмам увеличивать свою прибыль и сократить расходы.

Если вы подумали, что использование данных ограничивается только экономикой и торговлей, то вы ошибаетесь. Их также активно применяют в политике. В рамках предвыборной кампании 2016 года команда уже бывшего, а тогда только будущего президента США Дональда Трампа запустила целевые политические рекламные кампании в соцсетях, используя услуги Cambridge Analytica. Впоследствии разгорелся «скандал Cambridge-Facebook». Было установлено, что американский IT-гигант «слил» данные 50 млн пользователей, а позже выяснилось, что это нормальная практика для многих компаний – продажа данных.

Данные — это пятый столп производства

Кроме 4-х традиционных столпов производства (земля, рабочая сила, технологии и капитал), появился еще и пятый. Речь, конечно же, о данных. Они больше не являются инструментом производства, а, скорее, уже стали источником богатства, отметил экс-министр коммуникационных технологий Туниса Нуаман аль-Фихри.

Данные – основной инструмент для огромного количества компаний, особенно для стартапов. Они покупают информацию у IT-гигантов, таких как Google и Facebook, а после анализируют их, чтобы определить господствующие «тенденции». К примеру, модные тенденции для магазинов одежды или темы, которые вызывают наибольший интерес у любителей онлайн-прессы.

Аль-Фихри сформулировал следующее уравнение: «данные = знания». По его словам, развитие технологий изменило практически все, но не обошлось и без проблем. Сокращается географический разрыв между странами Севера и Юга, а также политический разрыв между правителями и управляемыми, которые используют данные и информацию, доступные каждой партии.

Экс-министр коммуникационных технологий Туниса произнес свою речь в ходе сессии «Инновации и данные», которая проходила в рамках «Форума инноваций в политике — 2021» в столице Туниса 11-12 декабря 2021 года.

Нуаман аль-Фихри отметил, что смысл тут не в том, чтобы использовать технологии в политике. Это очень опасно. Люди стали свидетелями, как технологии использовались в политике, и это привело к появлению «популизма и популистского дискурса». Старые политические механизмы, такие как выборы, привели к катастрофам, в том числе кризису представительной демократии. Поэтому, если люди будут продолжать придерживаться тех же традиционных правил, то есть шанс столкнуться с проблемами. Использование «больших данных» в политике приведет к катастрофам, как политического, так и социального характера.

Если предпринять жесткие ограничительные меры в отношении компаний, которые занимаются анализом данных, и соцсети, то это откроет дверь диктатуре. Следовательно, текущая задача с одной стороны заключается в нахождении баланса, а с другой – в обеспечении свободы выражения мнений с другой, подчеркнул эксперт.

Повсеместное использование данных

Специалист по гражданским правам и верховенству закона в Либеральном институте Тереза Уэдлок полагает, что использование данных корпорациями ради увеличения их благосостояния создает немалую проблему для частной жизни и личной информации обычных людей. И эта проблема, по ее словам, требует решения.

На сегодняшний день в Европе, кроме защиты от шпионажа, на повестке стоит вопрос, как сделать данные доступными для всех, а не только для компаний. Данные являются коллективным производством. Отсюда вопрос: почему тогда они не используются всеми?

Гендиректор и соучредитель Forest Chain Ана Перез Гарсия убеждена, что реклама и целевые рекламные акции не оказывают негативного влияния на свободу личности. По ее словам, задача рекламы заключается в том, чтобы предоставить человеку информацию. При этом, если он не хочет что-то покупать, то его никто не заставляет это делать.

Forest Chain — это цифровая платформа, использующая технологию блокчейн для отслеживания цепочки поставок древесины на международные рынки. Ее главной целью является предоставление информации о том, как производители древесины соблюдают стандарты охраны окружающей среды. Работа самой платформы как раз и считается еще одним показателем важности данных в нашей жизни.

На сессии, в которой участвовала Гарсия, также присутствовал Дэвид Кэрролл, специалист по медиадизайну в The New School. У него на счет данных было иное мнение. По словам специалиста, взаимосвязь между данными, манипулированием чувствами людей и экономикой может иметь серьезные негативные последствия. Это не в интересах демократии.

Между тем, Марк Цукерберг объявил о создании нового проекта, в рамках которого компания Facebook теперь стала называться Meta. Метавселенная была анонсирована в июле 2021 года, и на ее создание планируется потратить 5 лет. Однако она уже воспринимается как реальность, создавая новый вид рекламы и прощупывая почву для маркетинга.