Skip to main content
28 марта, 2024
$ 92.26
99.71

Цукерберг: «метавселенная» это будущее Интернета

30 октября, 2021, 14:55
Думайте об этом как о воплощенном Интернете, в котором вы находитесь, а не который “скролите”. 
Цукерберг: «метавселенная» это будущее Интернета
© Facebook

Вдохновленный романом Эрнеста Клайна 2011 года, осиротевший герой-подросток покидает мрачное реальное существование, погружаясь в ослепительную фантазию виртуальной реальности. Мальчик надевает гарнитуру, напоминающую пару очков виртуальной реальности, и сбегает в странную виртуальную вселенную, получившую название «Оазис».

Ряд технических руководителей говорят, что однажды мы все будем зависать в интерактивном мире виртуальной реальности: Oasis они называют его метавселенной .

НедавноFacebook объявила о крупных инвестициях в Reality Labs, лаборатория занимается проектами виртуальной и дополненной реальностей. Генеральный директор Марк Цукерберг заявил, что Facebook следует называть «компанией метавселенной», а глобальная цель социальной сети – заполнить этот виртуальный мир, “соблазнив” новых пользователей бюджетными гарнитурами.

В конце концов, как намекнул Цукерберг, эта надежная база пользователей окажется рекламным благом: «сотни миллионов людей» в метавселенной «увеличивают размер цифровой экономики внутри нее».

Метавселенная отличается от сегодняшней виртуальной реальности, где неуклюжие гарнитуры предлагают разрозненные возможности совместных игр с другими людьми, у которых есть аналогичные гаджеты. Вместо этого метавселенная будет огромным общественным киберпространством, объединяющим дополненную реальность и виртуальную реальность, позволяя аватарам плавно переходить от одного действия к другому.

Это масштабное мероприятие, которое потребует стандартизации и сотрудничества между технологическими гигантами, которые не склонны к сотрудничеству с конкурентами – хотя это не помешало многим заявить, что метавселенная не за горами.

Метавселенной сегодня не существует, и нет четкой даты ее появления. Дополненная реальность и виртуальная реальность еще не привлекли внимание масс и остаются нишевым интересом, несмотря на обещание Цукерберга в 2017 году привлечь миллиард человек к гарнитурам Oculus.

Но Facebook – не единственная компания, делающая большие ставки на метавселенную.

В мае Microsoft заявила, что у нее «уникальное положение» с набором инструментов искусственного интеллекта и смешанной реальности, которые помогут компаниям начать разработку «приложений метавселенной уже сегодня». 

Ряд игровых компаний, в том числе Epic Games, владелец Fortnite , выпустили программное обеспечение для моделирования и услуги виртуальной реальности для метавселенной. 

Что такое метавселенная?

Этот термин был придуман писателем Нилом Стивенсоном в романе-антиутопии 1992 года «Снежная катастрофа». В нем метавселенная относится к иммерсивной цифровой среде, в которой люди взаимодействуют как аватары. Приставка «мета» означает запредельное, а «стих» относится к вселенной. Технологические компании используют это слово для описания того, что приходит после Интернета, который может зависеть от очков виртуальной реальности, а может и не зависеть от него.

Думайте об этом как о воплощенном Интернете, в котором вы находитесь, а не который “скролите”. 

Эта цифровая сфера не будет ограничиваться устройствами: аватары могут перемещаться в киберпространстве подобно тому, как люди маневрируют в физическом мире, позволяя пользователям взаимодействовать с людьми на другой стороне планеты, как если бы они находились в одной комнате.

Но для создания прочной виртуальной вселенной каждый должен иметь гарнитуру VR. Технология должна быть стильной и минималистичной, чтобы заинтересовать больше людей, и достаточно сложной, чтобы работать без проблем. Этого еще не произошло.

Беспроводные гарнитуры Nimble, такие как Oculus Quest 2 от Facebook, значительно улучшают качество изображения, а громоздкие очки виртуальной реальности, такие как HTC Vive Pro 2, обеспечивают большую вычислительную мощность с помощью проводов. Oculus Quest 2 от Facebook является одним из самых доступных по цене от 20 тысяч рублей, а гарнитура HTC Vive Pro 2 – от 60 тысяч, плюс стоимость контроллеров.

Как работает метавселенная?

Теоретически вы должны войти в метавселенную аналогично входу в Интернет. Только вы будете использовать дисплей на голове, а не экран, для просмотра контента и форму отслеживания движения, например браслет Facebook, для захвата объектов.

Чтобы быть полноценной вселенной, ни одна компания не должна владеть метавселенной, подобно тому, как никто не владеет Интернетом. Но компании могут попытаться монополизировать свои “углы” метавселенной, точно так же, как несколько крупных технологических компаний сегодня доминируют в онлайн-контенте. Фирмы могут делать это аналогично тому, как они зарабатывают на приложениях через подписки и рекламу.

«Конечно, будут сильные игроки», – рассказала Дениз Уайт, основательница компании Blank XR, занимающейся технологиями погружения. «Как только вы сможете надеть свои новые очки AR и внезапно увидите эти голограммы, ходящие по миру, тогда вы узнаете, что теперь находитесь внутри метавселенной».

При таком большом количестве устройств, предлагаемых разными компаниями, неясно, как один аватар может перемещаться между ними. Одна из теорий заключается в том, что метавселенная будет получать сигналы от веб-браузеров. Точно так же, как вы можете переключаться между веб-сайтами на своем смартфоне, ваш аватар может переключаться между платформами, созданными для обеспечения кросс-совместимости и инклюзивности, сказал Даниэль Либескинд, генеральный директор Topia, платформы для видеочата.

«Метавселенная должна представлять собой совокупность технологий, бэкэндов и экспериментальных интерфейсов, которые прекрасно сочетаются друг с другом»,

уверен Либескинд.

Сильные игроки

Facebook купил Oculus еще в 2014 году, а Цукерберг в своем заявлении тогда сказал, что социальная сеть «готовится к платформам завтрашнего дня». Совсем недавно Facebook запустил новую группу продуктов для создания нового трехмерного социального пространства для объединения различных услуг.

В мае генеральный директор Microsoft Сатья Наделла заявил, что компания работает над созданием «корпоративной метавселенной». Месяцем ранее Epic Games сообщала, что собрала 1 миллиард долларов для реализации своих планов по метавселенной. Вычислительный гигант Nvidia и игровая платформа Roblox также работают в этой сфере. В прошлом году Spatial выпустила бесплатное приложение AR, позволяющее аватарам появляться в реальной среде пользователя. Между тем Snapchat уже много лет движется в этом направлении, вводя пользовательские аватары и фильтры, которые перекрывают мир цифровым контентом. У Apple также есть давние амбиции в области дополненной реальности.

Magic Leap была одной из первых компаний, которая привлекла внимание к этой сфере, когда в 2011 году выпустила приложение с дополненной реальностью. Сегодня оно продается в основном предприятиям.

Но еще есть место для стартапов, поскольку в цифровом мире потребуется множество контента, инструментов и мест, которые люди могли бы увидеть и с которыми можно было бы взаимодействовать.

Будет ли метавселенная на самом деле?

Пока не ясно. Несмотря на то, что технологические достижения в последние годы сделали гарнитуры виртуальной реальности более легкими и доступными, эти устройства с самого начала используются в основном нишевой группой – геймерами. И у большинства игроков до сих пор нет системы VR. По данным Ассоциации развлекательного программного обеспечения, всего 29 процентов из 229 миллионов геймеров в США говорят используют VR.

«На данный момент VR застряла в качестве подмножества игровых консолей, и не очевидно, что она вырвется из этого», – сказал Бенедикт Эванс, технический аналитик и бывший партнер венчурной компании Andreessen Horowitz. «Игровой бизнес – это большой бизнес, в котором участвуют сотни миллионов людей, но не миллиарды людей. Так что это не универсальный опыт».

Так почему компании делают это?

Компании VR говорят, что это лишь вопрос времени, когда потребители, уже одержимые социальными сетями, захотят что-то новое, чтобы взаимодействовать и привлекать цифровые лайки. Метавселенная может позволить людям, уставшим от фотофильтров и инструментов для редактирования видео, в цифровом виде воплощать совершенно новые персонажи и демонстрировать свое творчество или финансовый статус через аватары. Это также может побудить молодых людей проводить еще больше времени в Интернете.

Facebook в течение многих лет описывал свою миссию как объединение людей в сети, будь то через виртуальную реальность, группы в приложении социальных сетей или коммерческий бизнес. Цукерберг утверждает, что метавселенная является частью естественной эволюции компании, позволяя людям перемещаться между виртуальной реальностью, дополненной реальностью, персональными компьютерами и традиционными смартфонами.

В более зловещей интерпретации, широко используемое устройство виртуальной реальности позволило бы Facebook делать снимки, позволяя компании, работающей в социальных сетях, обходить соглашения о конфиденциальности и сборы магазинов приложений, взимаемые Apple и Google.

«Это позволит им делать все то, что они не могут делать в Apple Store или Google Play Store»,

объяснил Никита Ануфриев, директор по продуктам Dreamcam, компании, занимающейся веб-камерой VR.

Это также даст Facebook и другим компаниям новый источник дохода. 

«Если вы можете создать универсальную пару или очки AR, вы владеете платформой, на которой каждый должен покупать активы»,

сказал Майк Каду, генеральный менеджер QReal, стартапа, создающего трехмерные модели для VR.

Другие фирмы, вероятно, инвестируют в видение метавселенной, потому что они не хотят рисковать остаться позади, в то время как некоторые экспериментируют, чтобы увидеть, каковы возможности.

«Это маленький ребенок в каждом из нас, который хочет жить в научно-фантастическом романе. Мы хотим, чтобы жизнь была веселой, как игра », – считает Джон Моррис, основатель платформы виртуальных мероприятий Nowhere, – «И в Интернете пока нет инструментов, чтобы сделать это хорошо».



";