Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Дома на самолечении и другие особенности петербургского стрит-арта

21 января, 2022, 10:29
© pixabay.com

На улицах Санкт-Петербурга периодически простые люди делают вещи, приковывающие внимание, которые искусством в полном смысле этого слова не назовешь, но любопытство они вызывают. Помимо мимолетного интереса публики объединяет их недолговечность: все участники нашего хит-парад уже исчезли.

Затейливые петербургские улочки, величественные площади и замусоренные дворы вызывают у местных жителей и гостей города острые приступы вдохновения. И тогда художников не остановить, они начинают творить из всего, что попадается под руку. Одни таким образом зарабатывают уважение, другие – статью, есть и те, чьи имена так и не становятся известны окружающим. Зато равнодушных к воплощениям их творческого зуда нет. Если только не брать в расчет администрацию города, которая временами не хочет обращать внимания на то, что волнует простых граждан.  

  1. Арт-объект музея «Керамарх»
Скриншот

Самый свежий участник нашего хит-парада мусора, чуть было не ставшего искусством, – арт-объект музея «Керамарх». В 2019 году на фестивале «Оставь свой след» гости имели возможность создать керамический шестиугольник собственного дизайна, из тысяч которых и слепили скульптуру. Какое-то время она простояла под открытым небом Петропавловской крепости, потом ее переместили в промышленные корпуса. Получившийся объект хотели подработать и укрепить, но планам не суждено было сбыться. Сотрудники музея уверяют, что коммунальщики сбили все плитки с каркаса, а сам он был отправлен на металлолом. Оставить свой след не получилось. Зато у кого-то из дворников в подсобке теперь новая лопата. Хорошо бы ей счищать лед, не дожидаясь пока тот исчезнет под лучами солнца.

2. Снежная какашка на Марсовом поле

Скриншот

Над данным «произведением» трудилось чуть меньше творцов, чем над керамическим арт-объектом. Оно и понятно – одно дело слепить во дворе снеговика, другое – огромное какашку на Марсовом поле, да еще и раскрасить ее соответствующе, чтобы не перепутали. Все-таки не над гусеницей трудился автор. Хватило ума на подобное москвичу Ване Волкову, позиционирующему себя художником. На Марсовом поле, если кто не знал, расположен некрополь с вечным огнем. Поэтому фекалиям так никто не обрадовался. Москвич недолго наслаждался хайпом, вызванным его произведением. На следующий день дворники избавили город от «колбаски». А в январе художник ближе познакомился с правоохранительными органами, которые не без удовольствия вменяют ему 244-ю статью УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Ваня от такого знакомства сильной радости не испытал, особенно узнав, что за его творческий позыв грозит до пяти лет лишения свободы.

3. Дверь в светлое будущее

Скриншот

Дверь в светлое будущее, выброшенная на обочину Парнаса, такого жесткого окончания карьеры не предполагает. Создал ее  уличный художник Loketski, который поколдовал над бетонной стеной, валявшейся на обочине. Вот вроде мусор, от которого Санкт-Петербург все никак не избавится, но стоит на него просто посмотреть в ином ракурсе. Немного голубой краски, табличка, и дверь в Нарнию готова. Открыть ее, правда, под силу далеко не каждому. Казалось бы, и ручка на месте, и светлое будущее прямо за ней, но ты поди еще туда попади. Сам Loketski еще и набросился в своем Instagram на тех, кто на это не способен:

— Привыкли снимать с себя ответственность за то, что будет с нами завтра. С нами, с нашими близкими, с нашим двором, районом, городом, со страной и даже с планетой! Не пора ли нам повзрослеть и взять ответственность на себя? Потому что если не мы, то никто. Потому что наше будущее — это «лежачий камень» на болоте, под который ничего хорошего само не затечёт.

4. «Человек-невидимка»

Скриншот

Одни арт-объекты Санкт-Петербург теряет, другие приобретает, потеряв что-то большее. Ну а как еще воспринимать массивный гранитный постамент на набережной реки Фонтанки? На таких обычно располагаются памятники царям, а этот абсолютно пустой. Негоже, подумал местный остроумец, и приписал на камне «Человек-невидимка». Так и пошло. Надпись периодически исчезает, но всегда находится твердая рука, способная вывести эти два слова. Кстати, изначально постамент действительно был царским – здесь стоял бюст Александра Второго. Есть мнение, что его выбросили в Фонтанку, а после революции почетное место занял Ленин. Но и вождь мирового пролетариата здесь не прижился. И только «Человек-невидимка» любой дождь и мороз сносит со стоическим спокойствием. Его даже не приходится мыть каждую весну. Находка для города!

5. «Сам справлюсь»

Скриншот

А вот и отличный пример того, как гражданское неравнодушие способно творить чудеса – подталкивать городских управленцев к хотя бы косметическому решению проблем. Питерского художника Алекса Грибеля летом 2021 года достало происходящее в Санкт-Петербурге:

— Постепенно все начинают понимать, что помощи отдельным слоям застроек ждать неоткуда и все будут просто смотреть как они рассыпаются, моля о помощи. В ответ на это отдельные дома отращивают руки и сами справляются с решением коммунальных задач в насмешку тем, кто должен о них заботиться.

Скриншот

Мужчина вылепил гипсовые кисти на доме по адресу Малый проспект Васильевского острова 30/32. По его задумке руки штопают иголкой и ниткой трещины на стене. И вы знаете, художник своего добился. Внимание властей именно к этому дому он привлек, потому что сегодня на торце здания не наблюдается ни рук, ни разрывов. Возможно, такой волшебный способ подойдет и к другим разваливающимся домам Петербурга? Необходимо немедленно отправить Грибеля к Конюшенному ведомству, пока в ожидании решения своей судьбы оно окончательно не превратилось в груду камней. Пока коммунальщики закрашивают стены в подворотнях, целый комплекс зданий в центре Санкт-Петербурга откровенно доживает свои деньки. Катастрофическое состояние ведомства уже стало притчей во языцех. Вот только возникает закавыка, если для самоизлечения стенам нужно отрастить руки, которые увидят все вокруг. Ведь, как известно, Конюшенное ведомство уже не первый год плотно задрапировано многочисленными баннерами. Это единственный вариант, который городская администрация реализовала, чтобы спасти архитектурный памятник. Так что стрит-арт «Сам справлюсь» должен предварять флэшмоб «Подними занавес». Горожане готовы и не на такое, лишь бы историческую достопримечательность начали спасать.