Skip to main content
25 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

WSJ: Швеция и Финляндия помогут НАТО противостоять России в Арктике

11 июня, 2022, 14:50
© nato.int

В марте прошлого года сразу 3 российские подлодки, способные нести на борту по 16 баллистических ракет с большим количеством ядерных боеголовок, одновременно всплыли в районе Северного полюса. Вскоре к ним присоединились несколько истребителей Миг-31 и сухопутные войска, которые принимали участие в арктических военных учениях, получивших название «Умка-2021». Именно они стали сигналом о начале новой опасной эры в истории этого региона и всего мира, пишет старший научный сотрудник Института Хадсона и автор книги «Сердце викинга: как скандинавы завоевали мир» («The Viking Heart: How Scandinavians Conquered the World» Артур Херман в статье для The Wall Street Journal.

Однако вступление Швеции и Финляндии в НАТО предоставит возможность помешать России реализовать стратегию доминирования в Арктике и на Северном полюсе.

Благодаря глобальному потеплению Арктика становится все более удобным маршрутом морских перевозок. Еще в 2017-м максимальная площадь ледового покрова в этом регионе достигла рекордно низкого уровня в 5,57 млн кв. миль. Согласно одной из моделей, к 2035 году Северный Ледовитый океан будет почти полностью освобождаться ото льда летом, хотя некоторые специалисты говорят, что это произойдет не раньше середины 2040-х годов. Следовательно, государства, которые граничат с Арктикой, в том числе США и Россия, станут активно бороться за доступ и контроль над ресурсами этого богатого энергоносителями и минералами региона. К тому же откроются новые морские маршруты из-за таяния льдов, за которые страны тоже будут соперничать. Более 40 из почти 60 крупных месторождений нефти и газа, обнаруженных в Артике, находятся на территории РФ. При этом 11 таких месторождений находятся в Канаде, 6 – на Аляске и еще 1 – в Норвегии.

В этой связи Москва в последнее время активно пользуется таянием льдов в Арктике, чтобы милитаризовать регион. Командование ВС США на Аляске заявило, что в 2020 году рядом с границами опознавательной зоны противовоздушной обороны Аляски было перехвачено больше военных самолетов ВС РФ, чем в любой другой год с момента окончания холодной войны. В 2007-м депутат Госдумы Артур Чилингаров возглавил арктическую экспедицию и установил флаг России на дне океана в точке Северного полюса.

«Арктика наша, русская Арктика»,

заявил парламентарий.

Хотя КНР не является арктической страной, она тоже проявляет большой интерес к региону. Кроме того, что Пекин положил глаз на богатые энергетические месторождения Арктики, он понимает, что новые судоходные маршруты через этот регион позволят сократить маршрут из Восточной Азии в Европу примерно до 8 тысяч миль. Маршрут, который на данный момент чаще всего используется, пролегает через Суэцкий канал и составляет порядка 13 тысяч миль. В результате суда будут добираться до пункта назначения на две недели раньше.

Компании из Китая уже предпринимают попытки получить недвижимость в арктическом регионе. Так, в 2016 году Пекин чуть было не купил старую военную базу в Гренландии, однако правительство Дании заблокировало эту сделку по просьбе США. В 2018-м китайская компания пыталась построить аэропорт рядом с американской авиабазой в Туле (Гренландия), однако ничего не вышло. Еще больше тревоги у автора материала вызывает то, что китайские чиновники предприняли попытку купить финскую авиабазу Кемиярви в Лапландии: они якобы хотели проводить исследования в Арктике. Финляндия заблокировала продажу из-за опасений, что планы по расширению аэропорта для обслуживания больших китайских самолетов могут иметь гораздо более зловещие цели.

США медлят с разработкой своей арктической стратегии. Регион упоминается в Стратегии национальной безопасности 2017 года всего единожды и совсем не упоминается в Стратегии национальной обороны 2018 года. Хотя администрация Джо Байдена еще не обнародовала свою Стратегию национальной обороны на 2022 год, Пентагон в 2019-м опубликовал документ по арктической стратегии, а у ВВС и ВМС США есть ее варианты. Правда, это лишь разрозненные документы, в которых нет конкретных планов по координации операций или ресурсов, не говоря о взаимодействии с другими членами Североатлантического альянса, которые также заинтересованы в укреплении своих позиций в Арктике.

НАТО тоже не достигла успехов в этом вопросе. В совместном заявлении альянса, опубликованном по итогам саммита 2021 года, «крайний север» упоминается всего раз. Однако все может измениться. Специальная военная операция России, направленная на демилитаризацию и денацификацию Украины, показала союзникам угрозы, которые исходят от Москвы. Теперь НАТО в лице Швеции и Финляндии может обрести партнеров, которые возглавят реализацию арктической стратегии. Раньше внутри альянса самым активным сторонником создания системы безопасности в Арктике являлась Норвегия. В марте она провела военные учения, которые получили название «Cold Response». В них приняли участие 30 тысяч военнослужащих, в том числе бойцы из Финляндии и Швеции.

Теперь скандинавские страны смогут работать над обеспечением безопасности Арктики через Североатлантический альянс. Финляндия и Швеция смогут сделать значительный вклад в общее дело. Финляндия – лидер в области строительства ледоколов, а Швеция обладает малошумным и высокоэффективным подводным флотом. У НАТО есть возможность разработать надежную стратегию для сдерживания РФ и КНР в Арктике. Очень важно, чтобы альянс смог защитить свободу судоходства и богатые природные ресурсы этого для будущих поколений.

Между тем, Европейский союз с 2008 года пытается войти в Арктический совет по крайней мере на правах наблюдателя. У Брюсселя есть в регионе повседневные и стратегические интересы. По этой причине свое участие в решении вопросов в Арктике Евросоюз считает стратегической необходимостью.