Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

«СССР уважал нас больше»: Польша обиделась на Европу и готовится к выходу из Евросоюза

14 июня, 2021, 13:00
© pixabay.com
В заголовках польских СМИ все чаще всплывает термин «юридический Polexit».

Во вторник пройдет заседание Конституционного трибунала Польши, который хочет рассмотреть запрос своего премьер-министра Матеуша Моравецкого, который он изложил на 129 страницах. В тексте встает вопрос, чьи решения имеют больший приоритет для страны — ЕС или польских судебных органов? Запрос внесли еще 29 марта, но трибунал, столкнувшись с жесткой реакцией европейцев, затягивал вердикт. Рассмотрение дела стартовало в апреле, а слушания назначили на 13 мая. Однако под разными предлогами их в итоге перенесли 15 июня. В итоге завтра, в 11:00 по местному времени, в Варшаве начнется процесс, который может стать поворотным в отношениях между Польшей и Европейским союзом.

Брюссель сильно поднял ставки в этих юридических спорах на прошлой неделе, когда еврокомиссар юстиции Дидье Рейндерс направил письмо польскому министру по европейским делам Конраду Шиманскому, в котором изложил жесткие требования относительно запроса Моравецкого, который нужно отозвать из трибунала. Если бы ЕС хотел задеть поляков еще сильнее, то вряд ли смог бы придумать что-то лучшее. Письмо комиссара восприняли как оскорбление польской власти и ультиматум.

На ответ Рейндерс отвел Варшаве 30 дней. Однако реакция польских властей последовала незамедлительно. Моравецкий созвал пресс-конференцию для того, чтобы отказаться от отзыва своего запроса. Премьер подчеркнул, что сделал это, чтобы еще раз «подтвердить верховенство в нашем юридическом праве нашей Конституции» над европейским законом.

Причем такое заявление еще можно назвать мягким, потому что коллеги польского премьера были более категоричными и выдали целую серию оскорблений в адрес Рейндерса. Например, польский министр юстиции и одновременно генпрокурор страны Збигнев Зебро обвинил еврокомиссара в отсутствии «хороших манер и культуры», а также заявил, что Советский Союз показывал в отношении Польши и ее юридической системы большее уважение, чем нынешний ЕС.

pixabay.com

После обвинений Евросоюза в том, что тот якобы проявляет «высокомерие и колониальное видение Польши», министр обронил фразу, которую многие восприняли как крамольную: «Я не могу припомнить ни одного секретаря из Москвы, который писал бы Войцеху Ярузельскому или его предшественникам письмо с требованием отзыва какого-нибудь иска в польский суд». Интересно, что совсем недавно такие сравнения были просто невозможны в стране, где официально запрещено прославление коммунистической системы.

Однако самое интересное заключается в том, что это не случайно оброненная фраза — Зебро несколько раз в разных интервью повторил свои сравнения ЕС с Советским Союзом.

«Неоколониальное мышление брюссельских элит проявляется очень ясно. Просьбы советских товарищей тоже формулировались в виде советов»,

заявил польский министр юстиции.

Если такие оскорбления в адрес ЕС допускают действующие министры, то можно представить, чем пестрят заголовки польских СМИ. Так, отличным примером этому является заметка известного аналитика и писателя Милоша Манастерского. Он в материале прямо намекает на необходимость отобрать у Рейндерса два польских ордена, которые были вручены ему 6 лет назад, а также обвиняет брюссельскую элиту в «неоколониальных устремлениях» относительно Польши.

При этом на данный момент польские власти не ставили вопрос о выходе из Евросоюза. Идею Polexit не поддерживает подавляющее большинство жителей страны. Потому и сами политики называют эту идею «абсолютным абсурдом». Однако еще три года назад на опасность «случайно» оказаться вне Европейского союза указывал экс-премьер Польши и тогдашний глава Европейского совета Дональд Туск.

Многие польские аналитики считают, что вопрос о выходе из ЕС может войти в политическую повестку страны сразу после того, как Польша из разряда главного потребителя европейских фондов перейдет в доноры, а такая перспектива после выхода Британии из Евросоюза видится вполне реальной.

pixabay.com

Напряжение, которое в последние несколько лет витает Брюсселем и Варшавой из-за попыток польских властей взять под контроль свою судебную систему, уже невозможно скрыть, они давно переросли в открытую юридическую войну. Если Конституционный трибунал примет решение относительно верховенства Конституции над европейскими законами, это может стать, как говорят в авиации – точкой невозврата, за которой могут последовать санкции в отношении самой Польши.

Польский публицист Яцек Карновский полагает, что нынешнее юридическое противостояние будет поворотным моментом в отношениях между его страной и ЕС. По его словам, давление на Варшаву в последнее время растет. Уже начали использовать инструменты, которые раньше в принципе тяжело было представить, а на кону стоит суверенитет страны.

При этом Манастерский вообще пригрозил Европе сопротивлением против попытки превратить Польшу в колонию. По его словам, каждый, кто пытался править Польше в прошлом, убедился в том, что воевать с поляками не просто. Страна переживала куда более «драматические ситуации». Тем более Польша справится сейчас, когда убедится, что «бельгийский шоколад не лучше польского, не говоря уже о картофеле-фри с майонезом».

Если взглянуть на ситуацию со стороны, то можно понять, что полякам сейчас все более жестко и открыто дают понять: когда вы соглашались на вступление в ЕС, вы сами сдали свой суверенитет, поэтому не стоит делать удивленные лица и начните выполнять указания европейских комиссаров, как раньше следовали «советам» комиссаров из Москвы.

По словам автора материала, именно эта ситуация должна стать хорошим уроком для тех стран, которые все еще считают, что евроинтеграция это «дорога в рай».

Между тем, в Польше снова начали звучать призывы к диалогу с Россией с позиции силы. По мнению заместителя председателя комитета по международным делам Сейма Аркадиуша Мулярчика, Москва пытается разрушить барьеры, поддерживающие мировой порядок. По его словам, Россия пытается обострить конфликт с Польшей, чтобы испытать ее на прочность.