Сможет ли Россия добиться поставленных целей на Украине
Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что войны всегда очень непредсказуемы, и никто не может точно сказать, когда и как они закончатся. Он теперь подбирает слова с осторожностью, потому что боится. У Столтенберга есть причины трусить: сначала западные аналитики предсказывали быструю победу России, затем так же решительно обещали успех Украине. Теперь военные наблюдатели говорят, что «исход конфликта считается неопределенным».
Однако даже эти аналитики подвели первые итоги военной спецоперации России. В день ее начала – 24 февраля – казалось, что Москву не остановить. Все соглашались с тем, что знаменитая российская армия не оставляла ВСУ никаких надежд. Однако схема поединка маленького доброго Давида и большого злого Голиафа была сильно упрощена: на самом деле борьба получилась сложнее и «равноправнее», чем считали в начале. Мечты о «блицкриге» стали иллюзией — как с одной, так и с другой стороны.
ВС РФ допустили много ошибок, но затем президент Украины Владимир Зеленский допустил самую главную ошибку, когда поверил, что можно отвоевать территории, перешедшие под контроль России, с помощью международной военной помощи. В его окружении начали говорить, что Незалежная якобы может победить даже при расколе Запада. То есть при ситуации, когда западный мир не может прийти к единому мнению, чего он добивается: поражения, ослабления России или даже унижения президента Владимира Путина.
История дала отличный урок: чтобы одна сторона могла честно победить, другая обязана смириться с поражением, причем неважно как именно – добровольно или принудительно. Ситуация на Украине далека от этого. То есть первоначальные планы о блицкриге были отложены, теперь в штабах разрабатывают другие сценарии.
Сможет ли Россия добиться поставленных целей?
За время спецоперации Россия пересмотрела свои задачи на краткосрочную перспективу — причем в сторону более скромных целей. Уже не стоит вопрос о том, чтобы сразу взять Киев. К тому же неправильны оказались предсказания западных аналитиков о быстром установлении марионеточного киевского режима.
Получилось далеко не все. Но значит ли это, что Путин отказался от идеи «денацификации» Украины? Нет. Для российского лидера конфликт не ограничивается территориальным вопросом. В противном случае президента мог бы удовлетворить территориальный коридор между Крымским полуостровом и «материковой» Россией, который русские уже получили, когда последние бойцы сопротивления капитулировали в Мариуполе.
Специалист по вопросам России во Французском институте международных отношений Дмитрий Минич заявил, что Путин хочет вытеснить США из Европы и развалить НАТО. Его ничто не остановит на пути к своей цели. На фоне этой угрозы, Североатлантический альянс приступил к усилению своих оборонительных позиций. Не отказываясь от долгосрочных амбициозных намерений, Путин должен действовать с учетом реальной ситуации, чтобы не проиграть. Сейчас силы российской армии сосредоточены в Донбассе вокруг Северодонецка и Лисичанска, что является приоритетной задачей на ближайшие несколько недель.
«Русские продвигаются медленно, но верно»,
отметил Минич.
Он добавил, что они научились на своих ошибках, допущенных в начале военной спецоперации, поэтому теперь лучше координируют свои действия. Продвижение русских пугает своей быстротой: до войны в Северодонецке и Лисичанске проживало 200 тысяч человек, вдвое меньше, чем в Мариуполе, который пал за три месяца.
Историк призывает опасаться того, что россияне возьмут Северодонецк и Лисичанск быстрее Мариуполя, а дальше ВС РФ сможет атаковать украинские позиции в Славянске и Краматорске.
Борьба идет скорее за символические, чем за тактические выигрыши. Овладев Донецкой областью, российский президент заявит о втором своем успехе после взятия Мариуполя. После того, как войска возьмут Краматорск, а украинцы оставят свои оборонительные рубежи, ВС РФ можно будет объявить о своей победе. Однако после им нужна будет оперативная пауза, уверен Минич.
По его словам, обе армии уже истощены. По некоторым западным оценкам, с каждой стороны погибло не менее 15 тысяч человек. Количество раненых еще больше. Воинским частям необходимо в срочном порядке пополнять ряды. В этой связи в ближайшие несколько недель русские и украинцы будут пытаться «выпрямить» линии фронта в свою пользу.
Война на истощение
И Россия, и Украина рассчитывают на «войну на истощение» – тактику ослабления противника путем навязывания ему потерь, а также недопущения доставки подкреплений. Самый лучший результат для такой тактики — сдача в плен.
«Русские и украинцы используют артиллерию по-разному»,
отметил историк.
В частности, со своими БМ21 армия России использует свою артиллерию в качестве массированной огневой поддержки, чтобы насыщать зоны боевых действий. Основная задача — «вызвать панику», а также уничтожить позиции противника, прежде чем он начнет продвижение своей бронетехники. Дальность стрельбы БМ21 – порядка 20 км. С украинской стороны артиллерийские орудия изолированы друг от друга. Они спрятаны в ожидании возможности открыть огонь, правда, стрелять будут куда попало.
Применение артиллерии очень часто сочетается с использованием беспилотных летательных аппаратов для обнаружения целей. После выстрела артиллерийское орудие перемещается таким образом, чтобы не получить ответного удара. Дальность стрельбы гаубиц M777, которые на Украину поставляют Соединенные Штаты, составляет 30-40 км, если они оснащены боеприпасами Excalibur. Французские самоходные орудия Caesar увеличивают дальность стрельбы еще на пару километров. Украинское сопротивление зависит от западных поставок вооружений. Франция, к примеру, предоставила 12 самоходных артиллеристских установок Caesar, а США — 80 гаубиц М777.
Сможет ли Украина восстановить потерянные территории?
Украинцы живут местами о победе. ВСУ, состоящие из 140 тысяч активных солдат и резерва численностью порядка 250 тысяч человек, имеют достаточно «живой человеческой силы», чтобы выстроить несколько сценариев, отметил Минич.
Он подчеркнул, что вместе с территориальными силами и добровольцами армия Украины может насчитывать до 700 тысяч человек. Этого хватит, чтобы выстоять перед РФ, если только она не объявит мобилизацию. Однако Владимир Путин пока исключил этот вариант. Тем не менее, Москва отменила возрастные ограничения: теперь в армию могут идти и пожилые добровольцы. Следовательно, люди ВС РФ все-таки нужны.
Ранее политолог Владимир Карасев заявил, что Россия должна игнорировать территориальные «взятки» Запада. В частности, ЕС предложил Киеву отдать России часть территории страны в обмен на приостановку специальной военной операции.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.