Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
107.4

Сможет ли Макрон удержаться у власти

15 июля, 2022, 9:25
© kremlin.ru

Во французской правящей элите наметился кризис. Хотя Национальное собрание не утвердило резолюцию о недоверии правительству, эта инициатива оппозиции — весьма тревожный сигнал. Журналисты РИА Новости разбирались, чем опасно для президента Эммануэля Макрона обострившееся противостояние парламента и кабмина.

Декларация о намерениях

Оппозиция хотела провести через нижнюю палату парламента так называемую резолюцию порицания. Несмотря на обтекаемый термин, она означает вотум недоверия правительству — с последующим требованием отставки.

С середины прошлого века на голосование в Национальном собрании вынесли более 100 таких резолюций, но прошла лишь одна — в 1962 году против кабмина Жоржа Помпиду. Президент Шарль де Голль за него тогда заступился, и дело закончилось досрочными парламентскими выборами.

Законодатели во Франции не упускают возможности указать правительству на несогласие и посылают сигнал: работа с недовольным Нацсобранием легкой не окажется. Теперь резолюцию инициировал «Новый народный экологический и социальный союз» (NUPES)», куда входят социалистическая и коммунистическая партии «Европа. Экология — Зеленые» и движение «Непокоренная Франция» во главе с Жаном-Люком Меланшоном. Именно он в случае победы левых на парламентских выборах рассчитывал занять пост премьер-министра. Говорит, что оппозиция существует лишь путем противодействия.

Макрон в поисках поддержки

Однако история с резолюцией закончилась только показательным демаршем. Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Арина Преображенская отметила, что инициатива была заранее обречена на провал: дело в том, что у левой оппозиции не хватало голосов до необходимых 289 — всего 146 депутатов высказались «за».

Меланшон верит, что даже если резолюцию не примут и кабинет министров во главе с промакроновской Элизабет Борн не уйдет в отставку, то хотя бы пройдут досрочные выборы в Национальное собрание. Расчет был верен, так как у Макрона осталось бы всего два варианта — распустить парламент или сместить с поста ставленницу.

Второй сценарий Меланшона тоже устраивал — желанный пост премьер-министра оказался бы свободен. Но французский министр по вопросам демократического обновления Оливье Веран сказал, что выборы закончены, поэтому не стоит в ближайшее время рассчитывать на новое голосование и перестановки.

То есть NUPES не преуспел в своем «противодействии». Поддерживающая президента Макрона коалиция «Вместе» в любом случае стеснена в возможностях, так как в ее активе лишь 250 мандатов. Получается, что для «автоматического» принятия решений требуются еще 39 депутатов, которых левые, конечно же, не предоставят. Поддержка могла бы прийти справа, правда, и там ситуация непростая.

Все замыкается на правых

Нынешнего президента Франции и его парламентский блок считают центристским, хотя сам Макрон говорит, что он и левый, и правый одновременно, подчеркивая таким образом поддержку обеих точек зрения.

Правда, французы все равно причисляют президента к «правакам», лишь для богатых. В то же время сами правые, хотя и не идут на ситуативный союз с Меланшоном, вставать на сторону Макрона не торопятся. Аналитики говорят, что партию той же Марин ле Пен, которая имеет 89 мандатов, вполне устраивает ситуация, когда не нужно прилагать никаких усилий для торможения работы правительства: потому что это делает NUPES. При этом нельзя исключать, что правое крыло выступит за часть инициатив «Вместе». Но, осознавая важность своих голосов, сможет торговаться на выгодных для нее условиях.

К тому же на фоне активности левых правые согласились отложить рассмотрение законопроекта о санитарной безопасности — продления ограничений из-за новой волны COVID-19. Правительство уже давно лоббирует данную инициативу, но дебаты по ней Национальное собрание перенесло на неопределенный срок, а заблокировать могут как справа, так и слева — просто из принципа.

Есть обходной путь

Руководитель Центра французских исследований института Европы РАН Юрий Рубинский отметил, что конфликт правительства и левых депутатов — логичное следствие выборов в парламент, на которых «Вместе» не получили большинства. К тому же ситуация не уникальна. До Эммануэля Макрона лишь два французских лидера переизбирались на второй срок: Франсуа Миттеран и Жак Ширак. Причем им обоим приходилось взаимодействовать с враждебным Национальным собранием.

У правительства и президента при отсутствии парламентского большинства есть механизм проведения решений. Так, ст. 49 Конституции Франции предусматривает, что кабинет министров в случае непринятия депутатами предложений может самостоятельно выносить на голосование вотум о недоверии законопроекту. Если спорный документ не получит поддержку, то он автоматически считается принятым.

На данный момент, после провала резолюции порицания, правящий блок убежден, что за вотум не выскажется необходимое количество оппозиционеров. Следовательно, до сих пор есть обходной путь. Только использовать его можно ограниченно. Под него попадают спорные бюджетные и социальные вопросы. Инициировать голосование по вотуму о недоверии законопроекту можно не более одного раза за парламентскую сессию, да и вообще это считается непопулярной мерой, которая говорит о слабости власти, пояснил Рубинский.

Досрочные выборы неизбежны

Провал резолюции левых вовсе не значит, что вопрос о вотуме недоверия снят. Его могут поднять, к примеру, через месяц. Уже сейчас понятно, что сегодняшний состав Нацсобрания расколот на три сегмента: крайне правые, левые и центристы, которые составляют опору Макрону. Многое здесь зависит от умеренно правой партии «Республиканцы», так как она могла бы предоставить поддержку правительству. Вот только они будут смотреть на конкретные инициативы кабинета министров. То есть кризис никуда не прошел, он просто отложен. В течение года парламент распустят и назначат досрочные выборы, считает Рубинский.

Личные рейтинги Макрона падают. Уровень поддержки президента Франции, по данным издания Le Figaro, за 1,5 месяца лета снизился до 32%. Разгорающийся скандал по поводу помощи Макрона в работе агрегатора такси Uber тоже не добавляет ему политических очков. Дальнейшая дееспособность правительства будет зависеть от того, какие меры оно попытается провести через шаткий парламент.

Ранее LIVE24 сообщало, что во Франции по некоторым продуктам питания зафиксировано увеличение дефицита. В начале лета показатель дефицита продуктов в супермаркетах достиг 5,5%, что на 1,2% выше его значения за аналогичный период прошлого года.