Польша пытается построить великую державу в рамках идеи Междуморья
Так, на днях стало известно, что с согласия киевского режима поляки размещают у себя резервный центр обработки данных Государственной налоговой службы Украины, а прикрывается все это предлогом «повышения эффективности» ведомства. Президент Анджей Дуда заявил, что его страна передала Незалежной оружие на 2 млрд долларов, в том числе свыше 240 танков, почти 100 единиц бронетехники и оружия, а также боеприпасы и ракеты. На минувшей неделе Варшава анонсировала крупнейший контракт: Киев получит вооружений на 470 млн долларов, частично оплаченных ЕС, а средства направят на дальнейшее развитие польского ВПК, рассказал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. При этом в начале лета посол США в Польше Марк Бжезинский анонсировал возведение более чем 100 военных объектов в ближайшее десятилетие. Это заявление было совместным: в нем также поучаствовал глава Минобороны Польши Мариуш Блащак, когда был заложен первый камень для строительства склада вооружения в Повидзе, где размещена боевая батальонная группа армии США — и этот склад только первый из восьми. Склады, конечно же, будут забиты вооружениями.
Такая конкретика ложится на официальные заявления геостратегического характера: в начале мая Дуда заявил, что между Польшей и Украиной больше не будет границ.
Характер и плотность новостей из Варшавы в отношении Украины говорит, что Польша вступила в активную фазу освоения Незалежной. У кого-то грянул кризис, а у кого-то появились новые возможности. Польша точно видит сегодняшнюю ситуацию в позитиве. У нее есть поистине уникальный шанс взять украинские земли под контроль в рамках концепции Междуморья. Это геостратегический проект, который предусматривает объединение стран между Балтикой на севере, а также Черным и Адриатическим морями на юге под польским началом. Идею еще в прошлом веке предложил маршал Юзеф Пилсудский, и вот уже 100 лет Польша пробует реализовать амбиции в отношении Восточной Европы и Украины с Белоруссией.
Если эти устремления заканчивались провалом, имперские химеры из прошлого все равно не дают спокойно жить нынешним польским национал-консерваторам, заявила обозреватель РИА Новости Вероника Крашенинникова.
Без внешнего содействия проект Междуморья реализовать не удастся. Неудивительно, что идея заинтересовала США: с Междуморьем они получат верного и обязанного им регионального партнера в Восточной Европе, имперские амбиции которого превосходно укладываются в интересы Америки. Польша станет наращивать силу и влияние, поджимать и раздражать РФ с запада, заменяя своим антироссийским рвением «старую» Европу.
В США о Междуморье (Intermarium) впервые заговорили в 2009 году в недрах аналитического агентства «Стратфор» из-за поддерживаемой Польшей Грузии после грузинской авантюры, случившейся 8 августа 2008 года. По данным «Викиликс», в период с 2009 по 2011 год Междуморье упоминалось в 394 электронных письмах. При этом с 2012 года «Стратфор» начал использовать это понятие публично.
В 2015 году при Обаме Междуморье стали реализовывать в формате «Будапештской девятки». Президент Трамп эвфемизмы отбросил и вернулся к Междуморью. США и Польша запустили инфраструктурный проект «Инициатива трех морей», то есть «Триморье», в частности для поставок американского сжиженного природного газа. При заявленном «социально-экономическом» характере Триморья, одним из архитекторов проекта являлся бывший главнокомандующий силами Североатлантического альянса в Европе генерал США Джеймс Джонс.
В результате Междуморье стало польско-американским проектом. К тому же оно выглядит полезно в комплексе с аналогичным неоосманским проектом Турции, который поможет поджать Россию с юга. Оба региональных центра движимы имперским реваншизмом. Они стремятся выжать максимум от передела Европы и Евразии, которое стартовало вместе с началом специальной военной операцией России, направленной на демилитаризацию и денацификацию Украины.
Казалось бы, Незалежная должна сопротивляться таким проектам. Польский и украинский национализмы часто сходились в кровавых схватках — неужели президент Владимир Зеленский в этот раз добровольно ведет свою страну в польские лапы? Потому что он вторил своему коллеге из Польши в принципиальном вопросе:
«Мы родные. И между нами не должно быть границ или барьеров. Украинский и польский народы ментально границы давно не разделяют».
Об этом украинский лидер говорил 22 мая. В тот день он также заявил, что Министерство иностранных дел Украины разрабатывает закон, который предоставит полякам особый статус, а также позволит занимать государственные посты. Причем необыкновенно теплые отношения Зеленского и Дуды в парламенте подтверждают отсутствие стремлений к суверенитету.
Бывший комик, когда хочет, может говорить с Западом бесцеремонно — он в таком ключе требовал вооружений. Однако его грубости всегда были адресованы европейцам, а вот с США он ведет уважительный диалог.
С внешней поддержкой Междуморья у Варшавы все хорошо. Но что там с внутренней ситуацией? Радикальные санкции против России вызвали резкое повышение цен. Для обогрева власти уже посоветовали полякам собирать хворост.
Пока президенты Дуда и Зеленский обнимаются, только каждый седьмой поляк готов согласиться для украинцев с такими же семейными и социальными пособиями, какие они сами получают. По данным ООН, Польша приняла свыше 3,5 млн беженцев с Украины, но польской щедрости хватило всего на 3 месяца: пособия уже отменяют, как льготы на проезд. Поляки не считают украинцев «своими», потому что заинтересованы в западно-украинских территориях, которые пригодятся в противостоянии с Россией, но точно не в украинцах как таковых.
Интересно, что Западная Европа аналогичным образом эксплуатирует поляков: молодежь с хорошим образованием едет на неквалифицированные работы, а в Великобритании к польским слесарям относятся с таким же пренебрежением, как они к украинцам. Только вместо того, чтобы побороться за более справедливый мир, Варшава хочет стать такой же шовинистической метрополией для более слабых стран, как Незалежная.
Кризисные явления в экономике Польши нарастают с каждым днем. Чтобы сохранить власть, политики могут быть заинтересованы в обострении, потому что во время войны нет выборов и демократии. То есть на ближайший год Варшава точно не заинтересована в мире на Украине.
В итоге поглощение Украины Польшей перешло в активную фазу. Под польский контроль попадет вся оставшаяся часть Незалежной, которая не перейдет по контроль России. После завершения военной спецоперации наша страна окажется лицом к лицу с радикализированным украино-польско-американским и натовским военно-политическим союзом. Пока что нет предпосылок для того, чтобы данный союз согласился на мир, в этой связи и впоследствии можно ожидать регулярных бомбардировок восточных регионов, а также российских ответов на них. С другой стороны – внутренние проблемы Польши, которые явно уменьшат аппетит для начала военных авантюр. Но на данный момент возможны иррациональные действия, в том числе, чтобы заглушить проблемы, которые не дают Варшаве развиваться. Поэтому будущая западная граница РФ в ближайшие не сколько, скорее всего, останется «горячей».
Между тем, в Польше заканчивается уверенность в том, что правительство знает, что делает. Страх перед войной уже сменился страхом дороговизны и нищеты. У поляков заканчиваются сбережения и нервы. Все чаще можно услышать разговоры о надвигающихся ограничениях энергоснабжения, а также частичных нехватках на продовольственном рынке.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.