Skip to main content
20 апреля, 2024
$ 93.44
99.58

Politico: Минские соглашения могут стать оружием России

10 февраля, 2022, 13:56

В своих бешеных дипломатических усилиях, направленных на то, чтобы отговорить РФ от вторжения в Украину, западные лидеры возлагают новую надежду на давно застрявшие Минские соглашения. Их впервые заключили в 2014 и 2015 годах. Они были призваны положить конец войне с поддерживаемыми Россией сепаратистами в Донбассе. Однако договор яростно оспаривается и имеет недостатки, с двусмысленными положениями, открытыми для противоречивых толкований, и серьезными незапланированными непредвиденными обстоятельствами, пишет Politico.

© kremlin.ru

С 2015 года Москва отказывается создавать основные условия, необходимые для реализации Минских соглашений, а высокопоставленные украинские чиновники заявляют, что этот документ сам по себе является оружием, который Кремль использует, чтобы попытаться разрушить их страну.

Все это делает соглашения, названные в честь белорусской столицы, где они и были разработаны, маловероятным средством разрешения нынешнего украинского кризиса — даже несмотря на то, что мировые лидеры настаивают на том, что другого выхода сейчас нет.

Стоя во вторник с президентом Украины Владимиром Зеленским в Киеве, президент Франции Эммануэль Макрон провозгласил Минские соглашения «единственным путем, который позволит построить мир и отыскать «жизнеспособное политическое решение». С аналогичными заявлениями выступили канцлер Германии Олаф Шольц и президент США Джо Байден.

Макрон также настаивал на том, что накануне в Москве он получил от президента России Владимира Путина личное обязательство соблюдать эти договоренности.

«Я считаю, что сейчас настало время для всех участников этих переговоров добросовестно вести диалог»,

сказал Макрон.

На самом деле пути нет — просто тупик, убеждены высокопоставленные чиновники и дипломаты, которые принимали участие в многолетних переговорах по соглашениям и знают обо всех условиях и недостатках гораздо больше, чем президент Франции.

Россия настаивает на том, что в случае реализации Минских соглашений ныне оккупированные районы Донецкой и Луганской областей получат политическую автономию, что даст поддерживаемым РФ властям право вето на принятие важных решений в Киеве, таких как вступление в НАТО или Евросоюз. Киев говорит, что соглашение предусматривает определенную степень местного самоуправления, но не такие широкие полномочия в отношении будущего всей страны.

Кремль в свою очередь утверждает, что Украина должна переписать свою конституцию и немедленно назначить местные выборы на оккупированных территориях. Украина заявляет, что в соглашениях изложен ряд предварительных условий для выборов, которые так и не были выполнены, включая разоружение, вывод российских боевиков и восстановление законной власти Киева.

Каждая сторона настаивает на том, что только их интерпретация сделки является правильной — и их интерпретации категорически противоречат друг другу.

В понедельник, беседуя с Макроном, Путин обвинил Украину в работе по срыву Минских соглашений.

«На мой взгляд, всем очевидно, что нынешняя власть в Киеве взяла курс на демонтаж Минских соглашений. Нет подвижек по таким принципиальным вопросам, как конституционная реформа, амнистия, местные выборы, юридические аспекты особого статуса Донбасса»,

заявил Путин.

Он добавил, что Киев продолжает игнорировать все возможности мирного восстановления территориальной целостности страны путем прямого диалога с поддерживаемыми Москвой региональными властями на востоке страны.

Российский лидер призвал западные державы заставить Киев подчиниться его интерпретации соглашений.

«Нравится или не нравится, потерпи, моя красавица, — ты должна подчиниться»,

отрезал Путин.

При этом он переключил свое внимание на три более широких требования безопасности, которые представил НАТО и США, что заставило некоторых аналитиков выразить опасения, что президент России пришел к выводу, будто бы Минск никогда не будет принят к его удовлетворению и только военными действиями можно достичь поставленных целей в отношении восточной Украины.

Высокопоставленные украинские чиновники, в том числе министр иностранных дел Дмитрий Кулеба и секретарь Совета национальной безопасности Алексей Данилов, заявили, что Киев никогда не сможет принять российскую версию Минских соглашений.

Данилов сказал, что это будет равносильно «разрушению» Украины. В долгосрочной перспективе Москва может получить постоянный рычаг контроля над украинской политикой и помешать стремлению страны вступить в НАТО и ЕС. В будущем общественный гнев по поводу таких уступок может привести к массовым беспорядкам и политической нестабильности, что расколет страну.

Зеленский, стоя рядом с Макроном, ответил на удар Путина своим собственным, в котором были изложены фундаментальные различия между двумя сторонами.

«Украина — красавица. Что касается «моя», то это уже слишком»,

заявил президент Незалежной.

Чего боится Киев

kremlin.ru

В последние несколько недель, когда Россия сосредоточила свои войска у границ Украины, официальные лица в Киеве начали испытывать страх, что Запад воспользуется российской угрозой, чтобы силой заставить Незалежную принять вариант Минска, предложенный Москвой, особенно из-за того, что Путин — единственный оставшийся лидер, который сидел за столом во время переговоров о сделке. Немецкие, французские и украинские лидеры того времени — Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко — больше не у власти.

«Проблема в том, что эти соглашения были навязаны нам и навязаны русскими»,

сказал в эфире радио Би-би-си посол Украины в Лондоне Вадим Пристайко.

По его словам, самое ненавистное слово в Украине прямо сейчас — это «прогресс», когда оно произносится с французским или немецким акцентом, когда нужно что-то делать за счет Незалежной.

До сих пор пугающее усиление Запада не материализовалось. Но незнание условий и истории сделки было продемонстрировано во время визита Макрона в Москву.

«Когда подписывались Минские соглашения, такого интенсивного российского военного присутствия на границе не было, и это серьезно меняет ситуацию»,

сказал французский лидер.

Фактически, на момент заключения Минских соглашений на Донбассе шла война, действующая российская военная часть, танки и другое вооружение пересекли границу, а на Украину оказывалось давление, чтобы она согласилась на невыгодные условия.

Минские недоразумения

kremlin.ru

Россия и Украина расходятся во мнениях почти по каждому пункту Минских соглашений, которые на самом деле представляют собой не единый последовательный мирный договор, а скорее два основных документа — первоначальную договоренность о прекращении огня, достигнутую в сентябре 2014 года, и последующий план из 13 пунктов, который направлен на реализации перемирия и намечает шаги к политическому урегулированию.

Основной план из 13 пунктов, официально именуемый «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» и известный в сокращении как «Минск-2», был согласован в феврале 2015 года, за ним последовала серия дипломатической переписки, приложения и дополнения, ни одно из которых не имеет законной силы. Самая известная из них — «Формула Штайнмайера», названная в честь нынешнего президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, который в качестве министра иностранных дел пытался разрешить разногласия по поводу того, какие шаги необходимо предпринять и в каком порядке.

Ключевая проблема, по мнению высокопоставленных чиновников и дипломатов, непосредственно участвовавших в многолетних мучительных переговорах по соглашению, заключается в том, что Россия была назначена гарантом — по сути, арбитром, как Франция и Германия, — а не стороной конфликта.

Несмотря на отсутствие юридической силы за всем пакетом, соглашение Минск-2 было одобрено Советом Безопасности ООН, который в феврале 2015 года утвердил резолюцию, призывающую к его «полному выполнению».

Путин процитировал резолюцию ООН во время пресс-конференции с Макроном, как он часто делает, чтобы подчеркнуть легитимность соглашения, а также показал свое владение юридическим мелким шрифтом, настаивая на том, что правительство Украины должно быть принуждено к переговорам с сепаратистскими властями в Донецке и Луганске, но Киев это отказался делать.

«Иначе не получится»,

отрезал российский президент.

Потерянная дорожная карта

kremlin.ru

Независимые аналитики и эксперты отмечают, что разногласия между россиянами и украинцами по Минску почти непримиримы.

«Мы далеки от дорожной карты, это точно»,

заявил старший политолог Сэмюэл Чарап.

Он не видит, чтобы какая-то сторона сможет отойти от своих позиций. Пи этом некоторые из наиболее спорных положений Минских соглашений могут оказаться полезными — в том случае, если удастся найти компромисс, хотя надежды на это практически нет.

В соглашении, например, содержится призыв к внесению поправок в украинскую конституцию, предусматривающих особый статус для оккупированных территорий Донбасса. В теории процесс конституционной реформы может быть использован для замены положений, требующих от Украины стремиться к членству в НАТО, положением, обязывающим неприсоединение. Такая поправка будет отвечать требованию РФ о гарантиях, что Украина никогда не вступит в НАТО, не требуя от альянса отказа от своей политики «открытых дверей», которая, как говорят западные лидеры, не подлежит обсуждению, пояснил Чарап.

Некоторые украинские чиновники настаивают, что нет необходимости менять конституцию, так как парламент принял закон о широком плане децентрализации, который перенаправил бюджетные полномочия и полномочия по принятию решений местным органам власти из Киева. Однако Чарап отметил, что РФ сочтет это недостаточным для выполнения положений Минска, требующих особого статуса для ныне оккупированных территорий.

Дефицит лидеров

kremlin.ru

Еще одна головная боль, когда дело доходит до Минских соглашений, заключается в том, что никто из представителей реальной власти ничего не подписывал. Хотя за столом переговоров в столице Белоруссии сидели Олланд, Меркель, Порошенко и Путин, документы подписали другие. Бывший президент Украины Леонид Кучма подписался как представитель своей страны вместе с послом РФ в Украине Михаилом Зурабовым и послом Хайди Тальявини из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Соглашение также подписали представители сепаратистских территорий Александр Захарченко из Донецка и Игорь Плотницкий из Луганска. Захарченко погиб в результате взрыва в августе 2018 года. Плотницкий пережил взрыв автомобиля в 2016 году, ушел в отставку из-за политических распрей в 2017 году и уехал жить в Россию.

Основная ответственность за выполнение Минска лежит на лидерах Франции, Германии, России и Украины — или их назначенных лицах, министрах иностранных дел или советниках президента — которые встречаются в формате квартета, проходящего в «нормандском формате». Следующая встреча на уровне советников запланирована на 10 февраля. Она пройдет в Берлине.

Однако на техническом уровне управление деталями было передано в руки Трехсторонней контактной группы, состоящей из представителей Украины, России и ОБСЕ. В 2015 и 2016 годах, когда стороны зашли в тупик и договоренности зашли в тупик, Штайнмайер предложил несколько шагов, направленных на возобновление процесса.

Сейчас среди официальных лиц и дипломатов ходит шутка, что на данный момент даже Штайнмайер не знает, что содержится в его формуле. Но когда она впервые была предложена в дипломатических письмах, формула четко предусматривала вступление в силу закона об особом статусе Донецка и Луганска в 20:00 в день голосования на местных выборах.

Россия использовала это, чтобы настаивать на том, что первыми шагами в продвижении Минских соглашений должны стать проведение выборов и предоставление особого статуса. Однако украинские официальные лица указывают на другие положения в письмах Штайнмайера, в которых отмечается, что голосование должно быть «запланировано и проведено в соответствии с Конституцией Украины», а также «в соответствии» с «ОБСЕ и международными стандартами демократических выборов».

Бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Россия использовала мирные соглашения в качестве оружия. Он, Порошенко и другие экс-чиновники, находившиеся у власти на момент заключения Минска, говорят, что Украина будет готова выполнять договоренности в том виде, в каком их тогда интерпретировал Киев.

Порошенко недавно заявил, что Россия перегибает палку, настаивая на том, что особый статус оккупированных территорий позволит наложить вето на важные решения о международном статусе Украины. Однако Макрон сказал, что Минские соглашения — единственный ответ, если Незалежная хочет восстановить контроль над Донбассом.

Россия пытается всячески сопротивляться расширению НАТО на Восток. По мнению военного аналитика Лукаша Визинграроссийские опасения обоснованы. Однако он уверен, что Владимир Путин мечтает о том, чтобы «развалить» Запад и делает для этого все возможное.



";