Skip to main content
23 апреля, 2024
$ 93.25
99.36

Медведев объяснил, почему общение с польскими властями не имеет смысла

31 марта, 2022, 14:28

Польские власти объявили себя форпостом борьбы с «коварными планами русских», пишет зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев в статье для Sputnik Polska. Он назвал несколько тезисов, в которых подробно объяснил, почему общение с нынешним польским руководством не имеет смысла.

© Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Польша рассчитывает на значимый подъем своей роли в европейском хозяйстве. Произойти это должно счет Украины, конечно же. Страна уже обещала славянскую верность, помощь оружием и деньгами. Однако клятвенно уверять – это одно, а делать – совсем другое. Варшава находится в сложном положении. Достаточно посмотреть кадры, когда беженцы с Украины штурмуют поезда, бросая на львовском вокзале вещи. Украины сейчас толпятся на границе с «братской Польшей».

Приезд тысяч граждан Украины поляки восприняли, мягко говоря, не очень радостно и не готовы делиться с ними «последней рубашкой», едой, а также субсидиями и рабочими местами. Две трети беженцев, а в Польше их количество уже приближается к 2-м млн, приняты и обустроены на деньги, которые выделяют США. Собственные средства в такую благотворительность стране вкладывать не хочется – учитывая затянувшийся кризис почти во всех отраслях экономики Польши.

При этом лакомым куском выглядят для Варшавы территории Украины. На польском ТВ без зазрения совести транслируют карту раздела этой страны, где целый ряд ее западных областей входит в состав Польши. Понятно, что легальным путем сделать это не получится. Можно получить резкий отпор со украинцев и осуждение от других европейских соседей. Однако у Варшавы есть проверенный метод, чтобы подсластить пилюлю и оправдать свои неблаговидные поступки. Для этого страна виртуозно использует антироссийскую риторику, каждый переводя ее в истерику.

Похоже, польские элиты рассчитывают, что такая аргументация заранее оправдает их поступки перед всем миром. Конечно же, от того, что РФ в их понимании «плохая», сами они лучше не стали.

Важнейшие страны Европейского союза не видят в Польше нового лидера. Варшава – совсем не свет демократии в «окошке» малоцивилизованных восточных европейцев. При этом в Польше продолжают гнуть свою линию и не хотят от нее отказываться. Дмитрий Медведев посмотрел на эти претензии под историческим углом.

1. Тоска некоторых представителей элит о несостоявшейся в прежние века империи портят отношения России и Польши на протяжении длительного времени.

Интересно, что при упоминании Смутного времени и событий 1612 года эксперты никогда не акцентируют внимание на том, что во времена борьбы за государственность России из Кремля выгнали именно польских интервентов. Национальность захватчиков – не главное. Факты тут неотделимы от исторического контекста, а прямые параллели с нашим днем лишены всякого смысла.

В Варшаве любое напоминание о тех временах, как и о более поздних событиях, в том числе Второй мировой войне, вызывает приступы ярости. Из всех стран Европы именно Польша – самый яростный критик России. Причем неважно, о чем именно идет речь – о Средних веках, советском наследии или проблемах, с которыми столкнулись почти все государства бывшего социалистического лагеря и Варшавского договора.

Польские эксперты используют любой повод, чтобы заявить: только восточный сосед виновен в том, что государство было вынуждено превратиться в полноценную империю. Варшава привыкла вешать все на Москву. В этом смысле она очень похожа на прибалтийскую и украинскую пропаганду.

2. Сейчас польские власти повсеместно продвигают свою лживую версию истории отношений. Делают они это злонамеренно, вульгарно и очень пошло. Это стало общим местом политики партии «Право и Справедливость». В РФ не принято замалчивать мрачные страницы общей истории. Например, расстрел польских офицеров под Катынью во время сталинских репрессий. В 2010 году президент России Владимир Путин заявил, что очень хочется, чтобы правда была всеобъемлющей, а не однобокой.

Однако пожелание российского лидера не сбылось. Спекуляции вокруг катынского расстрела не утихают и сейчас. Это один из привычных способов сформировать у поляка образ России как заклятого врага.

3. В РФ никогда не было и нет антипольских настроений. Данные социологических опросов помогают понять, что россияне относятся к полякам и в принципе к Польше без какой-либо неприязни, даже напротив – с искренней симпатией, потому что там проживает славянский народ, которых принято называть братьями.

Из памяти не вычеркнуть, какой всплеск сочувствия и сострадания вызвала у граждан России авиакатастрофа под Смоленском, произошедшая 10 апреля 2010 года, унесшая жизни членов высокопоставленной польской делегации во главе с президентом Лехом Качиньским. Люди несли цветы к посольству Польши и проявляли искреннее сострадание.

Именно тогда у стран был шанс наладить нормальный диалог, возобновить контакты, прийти к согласию и взаимопониманию. Россия открыто заявляла, что окажет содействие и любую помощь Варшаве в расследовании этого инцидента. Однако мир и диалог не входили в планы польской оппозиции, а также групп влияния, за которыми стояли американские и европейские покровители. В результате на Россию пытаются повесить вину за авиакатастрофу, ошибку пилотов в тумане и возможные действия некоторых польских официальных лиц, повлекшие за собой роковые последствия.

4. Экономические интересы Польши и благополучие ее жителей тоже принесены в жертву русофобской политике. Так, один из самых болезненных для Варшавы вопросов – газовые проекты. Поляков регулярно пугают, что Москва со дня на день применит «газовое оружие»: отыграется на несчастном партнере, энергетическая система которого сильно зависит от закупок российского голубого топлива.

В 2020 году Польша импортировала до 10 млрд кубометров газа, но теперь хочет разорвать контракты. Объемы поставок голубого топлива из РФ в Польшу в 2022-м году по сравнению с прошлым снизились на 13%. В качестве замены власти предлагают реверсные поставки того же российского газа, но только из ФРГ, импорт сжиженного природного газа (СПГ) из Катара, Норвегии и США.

Экономическая выгода пала жертвой дурных решений политиков. Для не самой богатой и процветающей страны в Европе это существенно. Также предприняли некоторые шаги, направленные против газопровода «Северный поток – 2». К тому же польские элиты горят желанием расширить присутствие американских компаний в газовой отрасли ЕС. В целом мечта Польши – стать европейским хабом при поставках СПГ из Америки. Уже построен и расширяется терминал для приема сжиженного природного газа в Свиноустье, планируется сооружение аналогичного терминала под Гданьском, газовых интерконнекторов с Литвой и Словакией, а также польско-датско-норвежского газопровода BalticPipe.

5. «Старший брат» Польши за океаном проводит активную антироссийскую политику. Он раскручивает спираль санкций, которые были введены на фоне специальной военной операции России на Украине. Очевидно, что нынешние польские власти с радостью встали в первые ряды «сопротивления планам Москвы» в Европе и в мире.

Конечно, ведь преданным вассалам надо совершать оммаж перед американским господином и всем Североатлантическим альянсом. Именно поэтому Варшава все больше становится похожа на передовой рубеж НАТО: на территории страны с лета 2020 года резко выросло присутствие американских войск, завершается развертывание американской системы ПРО. Вместо так называемого «форта Трамп» США возведут в Польше несколько крупных объектов.

6. Если в костер не подкидывать дрова – он потухнет. Костер ненависти тоже надо постоянно поддерживать. Эту истину польские власти усвоили давно. Однако в любом государстве окончательное право голоса – за гражданами. Рано или поздно они должны понять, что все это им сильно надоело. Что ненависть к России не может быть скрепой, константой общества. Тем более – неразрешимых противоречий и проблем в отношениях между Москвой и Варшавой на самом деле нет. Важно, чтобы это, наконец-то, дошло до правящей элиты Польши. Не менее важно – чтобы граждане сделали не продиктованный властями выбор.

Ранее секретарь СНБО Украины Алексей Данилов поддержал вероятные территориальные претензии Польши на Калининград. По его мнению, амбиции Варшавы могут помешать специальной военной операции России.



";