Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Folha de S. Paulo: украинский кризис очень похож на войну в Грузии в 2008 году

22 февраля, 2022, 17:57

Посреди устроенного президентом России Владимиром Путиным «спектакля», который точно впишет 21 февраля 2022 года в список важных дат периода после окончания холодной войны, одна деталь привлекла внимание журналиста бразильского издания Folha de S. Paulo.

© kremlin.ru

По словам автора материала, экс-президент РФ Дмитрий Медведев в своих размышлениях относительно украинского кризиса провел параллель между текущей ситуацией и той, что он пережил, когда был главой государства в 2008 году. Тогда он придерживал место для Путина, который на тот момент являлся премьер-министром и вернулся на президентский пост в 2012 году.

Нынешний кризис отсылает к незавершенной ситуации гражданской войны, начавшейся после того, как в 2014 году Крымский полуостров стал российским. Путин сделал это, чтобы не позволить Украине войти в западные организации после свержения верного ему правительства в этой стране.

Однако последние события больше похожи на короткую пятидневную войну, которую Москва вела в Грузии в августе 2008 года. Тогда российская мощь была задействована впервые, чтобы попытаться ограничить распространение западного влияния на бывшие сателлиты советской империи.

В 2004 году вопреки устным соглашениям Североатлантический альянс принял в свои ряды три республики, которые раньше входили в состав СССР, а также несколько бывших стран-марионеток России, сегодня их 14. Вывод наступательных вооружений НАТО из этих стран – один из центральных пунктов невыполнимого ультиматума, который российский президент выдвинул в начале этого года.

Как и на Украине, в Грузии было два региона, где большую часть населения составляли этнические русские – Абхазия и Южная Осетия. Смесь российского давления и волюнтаризма тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили направила страну на путь столкновения с РФ.

Результатом являлось вторжение русских, мобилизовавших десятки тысяч военнослужащих для военных учений поблизости. Звучит очень похоже на то, что происходит сейчас. Неслучайно Запад был начеку с того момента, как на украинских границах появились первые 150 тысяч российских солдат, отмечает автор материала.

По его словам, для Путина конфликт, с военной точки зрения, развивался плохо, авиация показала себя не с лучшей стороны, но он все равно вышел победителем. Вскоре после конфликта статус-кво удалось восстановить, Кремль признал независимость этих регионов, так поступили и некоторые его союзники.

В 2014 году цель была той же (остановить Запад), но метод выбрали другой. Крым всегда был русским и только из-за прихоти советского руководства в 1954 году его передали Украине. Русские поддержали сепаратистов, проводивших референдум, который в ООН сочли незаконным, но сделали это более незаметно: речь о так называемых «зеленых человечках», носящих форму без знаков отличия.

В результате все получилось. Второй этап – гражданская война – сначала даже подстегнул националистические мечтания о создании Новой России. Эта территория, которая объединила бы Ростов с Крымом через Донбасс.

Трудности на местах и тот факт, что поглотить менее однородный регион – задача невыполнимая, держали российского лидера на расстоянии, он только нерешительно поддерживал повстанцев.

Еще больше Путина интересовало заморозка конфликта и статус почти несостоявшегося государства для Украины. Это не позволило бы Киеву вступить в НАТО и Евросоюз. В начале прошлого года, вдохновившись возвращением Азербайджану территорий, оккупированных в 1990-х годах армянами, Украина попыталась начать угрожать Донбассу.

Путин ответил быстрой военной мобилизацией – результат эффективной военной реформы, которая произошла после неудач в 2008 году. Что было непонятно, так это характер «тест-драйва», который состоялся в апреле 2021 года.

Отношения России с сепаратистами всегда были тяжелыми, но сейчас последние получили именно то, чего хотели. Направив войска по их просьбе, что, конечно же, имеет место быть, Путин сделал еще один рискованный шаг вперед, подчеркнул автор материала.

По его словам, если российский президент останется в пределах сегодняшних границ и милитаризирует регион, не претендуя на территории ДНР и ЛНР, то он сможет успешно завершить свой стратегический проект, не сделав при этом ни одного выстрела.

Путин ведет агрессивный диалог с Соединенными Штатами, но отказывается говорить о войне, так как это был бы мировой конфликт между двумя ядерными державами. Принудительная перекраивание ситуации с безопасностью в Восточной Европе уже совсем близко, но есть большая вероятность, что российский президент может оступиться и все пойдет не по плану.

Ранее американский президент Джо Байден подписал указ о первых санкциях за признание Россией независимости ДНР и ЛНР, которое состоялось 21 февраля в Кремле после совещания Владимира Путина с представителями Совета безопасности РФ.



";