Skip to main content
25 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Что произойдет, если конфликт на Украине выйдет из-под контроля

«Красные линии»: российско-украинский конфликт может выйти из-под контроля
23 июля, 2022, 15:04
© unsplash.com

Российская военная спецоперация длится уже почти пять месяцев. Несмотря на все разговоры о взаимном пересечении «красных линий» — манерой ведения боевых действий со стороны Москвы и военной помощью Киеву со стороны Запада — настоящих «красных линий» еще никто не пересекал.

На начальном этапе конфликта обе стороны условились о своде правил — негласных, но действенных. Москва согласилась на поставки союзниками по НАТО тяжелых вооружений и предоставление Киеву разведданных. Западные страны, в свою очередь, приняли ведение Россией боевых действий обычными средствами в пределах украинских границ, ожидая при этом поражения России, до тех пор, пока российско-украинский конфликт не подошел к черте применения оружия массового поражения. И по сей день эти незримые правила работают, что доказывает нежелание президента США Джо Байдена и его российского коллеги Владимира Путина ввязываться в более масштабную войну, пишет Foreign Affairs.

Однако, конечно же, такую вероятность исключать нельзя. Конфликт не контролируется каким-то международным механизмом. ООН тут второстепенна, а Евросоюз присоединился к одной из сторон. Соединенные Штаты сейчас находятся не в том положении, чтобы закончить военные действия на своих условиях — как и РФ с Украиной. Переговоры Москвы и Киева сорвались, и, несмотря на все усилия по снижению эскалации, с 24 февраля 2022 года между Вашингтоном и Москвой не было дипломатических контактов. А еще сюда можно добавить масштабы и сложность конфликта, количество вовлеченных государств и используемые новые технологии.

По этой же причине желание Путина и Байдена избежать более масштабного столкновения не гарантирует, что спецоперация сама себя сдержит. Российско-украинский конфликт может выйти из-под контроля, даже если ни одна из сторон не примет решения об эскалации или применении ядерного оружия. И, несмотря на то, что вероятность мала, ядерный удар исключать нельзя — учитывая возможности Москвы и неоднозначность ее ядерной доктрины. Случайная эскалация может быть даже страшнее намеренной, так как последняя подразумевает шанс намеренной деэскалации. Направляемую траекторию проще будет обернуть вспять, чем ту, которая движется по своей логике и прихоти.

Президент США не стесняется открыто говорить, на что он никогда не пойдет в украинском конфликте. Вмешиваться напрямую Америка не станет. Байден также не даст санкцию на прямое вмешательство НАТО и не будет навязывать Незалежной цели военного противостояния, более максималистские чем те, что поставлены в Украине. И даже несмотря на безмерные объемы поставок вооружения, американский лидер четко обозначил разницу между самообороной Украины — которую в США безоговорочно поддерживают — и ударами по территории самой РФ. Военная помощь Незалежной вписана в эти границы. Байден рассчитывает, что Украина победит на своих условиях и на своей территории. Он точно не хочет, чтобы конфликт перерос в региональное противостояние.

Позиция Путина тут более двусмысленная: он пригрозил союзникам по НАТО «последствиями» за поддержку Киева. В июне в связи с разногласиями относительно транзита товаров в Калининград, российский лидер угрожал Вильнюсу карательными мерами. Литва — член НАТО, и нападение Москвы может спровоцировать военный конфликт. Что касается других государств, то он может подстроить или воспользоваться кризисами на Балканах для укрепления положения своей страны — подготовить почву для государственного переворота, использовать военизированные группировки. Еще одним риском становятся кибератаки на критически важную инфраструктуру в ЕС и США. Если они будут иметь место, Вашингтон и другие, скорее всего, ответят, и тогда начнется новая глава противостояния, отметил автор материала.

Он добавил, что некоторые тезисы двусмысленной риторики российского лидера — простое бахвальство. Путин не может позволить себе участие в более масштабном конфликте. У России действительно есть деньги, чтобы продолжать свою политику на Украине, но ВС РФ уже понесли потери. Любой дополнительный конфликт, особенно против НАТО, усугубит эти проблемы. В итоге Путин и Байден могут пойти друг другу навстречу, конечно, в теории. Не желая раздувать пожар еще сильнее, оба заинтересованы в том, чтобы соблюдать негласные правила конфликта.

Ранее в Германии назвали три основных заблуждения о России, в которые верит коллективный Запад. Эти мифы связаны с Россией и непосредственно касаются конфликта на Украине. Западу лучше примириться с силой России.