Skip to main content
29 марта, 2024
$ 92.26
99.71

Что говорят в ДНР о боях на фронте

11 июля, 2022, 11:29

В Амвросиевском реабилитационном центре медики спасают жизни тяжелораненых бойцов Донецкой народной республики. Благодаря усилиям врачей, на ноги встают даже те, кто был прикован к инвалидной коляске и потерял надежду на выздоровление, пишет РИА Новости.

© Минобороны России

«Вооружены до зубов»

На днях Алексей поднял правую ногу, ему аплодировали всем центром, заявила санитарка Евгения, которая явно гордится успехами своего подопечного — боец получил множественные осколочные ранения 3 месяца назад на Запорожье. Шансы выжить были минимальные, однако он смог выкарабкаться. В инвалидном кресле, не разговаривает — из-за повреждений мозга, но все понимает.

Курс реабилитации — три недели. Могут и задержать — Алексей тут уже месяц. Движение в ногах — большой прогресс, уверены врачи. Прогнозы хорошие — со временем сможет ходить. Пока что работает над мелкой моторикой: перебирает кофейные зерна и отделяет рис от гречки. Компанию ему обычно составляет Юрий Лихатский, у которого тоже осколочное ранение, повредившее шейные позвонки. Руки у мужичины частично обездвижены. Когда его привезли, не мог ходить без трости. А теперь может.

«Медленно, но верно приближаемся к цели — выздоровлению»,

улыбается солдат.

Говорит, что служит в сотой бригаде. Отметил, что довелось столкнуться с наемниками. Не знает откуда они, но были «вооружены до зубов». Ранили его в Марьинке. Три улицы зачистили, в четвертой наткнулись на бойцов ВСУ. Стали перекидываться гранатами. В группе было семь человек, а выжили всего двое.

Юрий родом из Северодонецка. В 2015 году отправился в Луганск, чтобы вступить в ополчение. С трудом, но все же прошел блокпост в городе Счастье (в то время на подконтрольной Киеву территории). Говорит, что родные его не поняли, потому что придерживаются той стороны. Надеется, что им все же удастся наладить отношения.

Солдат хочет вернуться в строй как можно скорее, но придется долго восстановиться. Та же проблема с моторикой и у Александра (имя изменено). Его «вытянули» в поликлинике, а сразу как раны зажили — отпустили. Руку нужно разрабатывать, требуются специальные процедуры, отметил он и добавил, что уже чувствует себя гораздо лучше.

Ранило его под Мариуполем. Говорит, что сталкивались с азовцами. Называет их «страшными людьми», потому что они ничего не боятся. Выходили отстреливаться в абсолютно открытую местность, а получив тяжелое ранение, все равно продолжали рваться в бой — как будто не ранены.

Спокойная атмосфера

Амвросиевский реабилитационный центр поистине уникален для Донбасса. Близкий по уровню — в Петровском районе Донецка, но там ежедневные обстрелы.

«Однажды в окно залетел осколок от снаряда. Были раненые»,

вспомнил Сергей, побывавший в том центре.

Его контузило в Мариуполе этой весной. Возникли осложнения — на сердце. Лечили в разных медучреждениях — и все безрезультатно. А здесь — спокойно, поэтому и полегчало, говорит он.

До Амвросиевки от столицы ДНР — 80 км. Канонады не слышно. К тому же место очень живописное — рядом пруд, а вокруг лес. Хоть здесь можно выдохнуть. В Петровском районе не расслабишься, пояснил Сергей. При этом рядом с ним еще и азовцев лечили. К врачам вопросов нет — это их работа. Но все равно было «как-то не по себе».

Каждый пациент сначала проходит психологический тест. Некоторые очень подавлены из-за потери конечностей. Таким стараются побыстрее поднять настроение. Массажи, физиотерапия, электролечение, механотерапия — курс составляют индивидуально. Пока что здесь всего 18 мест.

«Пулевые, осколочные, контузии — обычно с этим поступают»,

рассказал главный врач центра Эдуард Белецкий.

Он добавил, что многим удается вернуться в строй. Например, в 11-м полку есть парень без ноги. Еще один — без двух ног. Благодаря неравнодушным людям, удалось обзавестись бионическими протезами.

Белецкий по своему опыту знает, насколько важна качественная реабилитация. В конце 80-х годов прошлого столетия он отслужил в дивизии им. Дзержинского. Был миротворцем в Нагорном Карабахе. Там его контузило, повредил ногу и позвоночник.

«В основе нашей системы — советская школа. Я на себе ощутил ее эффективность»,

отметил медик.

После срочной службы он получил диплом невропатолога. В первые годы войны в Донбассе работал в поликлинике — специалистов не хватало, а пациентов было очень много. В 2016-2017-м служил в батальоне «Чечен» полка спецназначения главы ДНР Александра Захарченко. Там познакомился со своей будущей женой — Еленой Андреевой. Тогда она была начальником штаба батальона, а теперь — директор центра.

Трофеи бойцов

Три года назад, объединившись с центром «Звезда» Дарьи Федько, Белецкие стали принимать бойцов. Построенное в 1906 году здание арендуют у районной администрации. Символично, что госпиталь здесь уже был — в 1943 году. Затем — пионерский лагерь, а в 1990-е все забросили. Приложив немало усилий, супруги смогли навести порядок.

Бойцы делятся трофеями с музеем, который тут есть. Украинский флаг с памятными надписями, оружие с «Азовстали», тубус от NLAW и даже ракета, которую обезвредил один из пациентов. Есть обломки «Точки-У», которую недавно сбили над Амвросиевкой. Осколки упали в 150 метрах от дома Белецких.

На стене — система бесперебойной подачи пулеметной ленты «Скорпион». Она принадлежала племяннику главного врача Кириллу, который скончался 25 марта — обеспечивал проход для мирных жителей. Азовцы, которые переоделись в гражданское, убили всех в его группе.

Новая профессия

За музеем находится «зимний сад». Нарды, музыкальные инструменты и книги. В общем, комната эмоциональной разгрузки, пояснил Белецкий.

В глаза тут сразу бросаются чучела птиц. Врач объяснил, что в центре можно освоить профессию таксидермиста.

«Представьте, боец потерял ноги — как кормить семью? А за чучело волка платят 70 тысяч рублей»,

отметил медик.

Обучает редкому ремеслу Виталий. Интересуются многие, но только 7 человек за три года занялись этим всерьез. На одну птицу уходит 1-2 часа. Внутри сначала надо очистить, обработать специальными средствами. Заполнять можно простой морской ламинарией, потому что она хорошо держит форму, рассказал мастер.

Правда, пациенты больше предпочитают рыбалку. Все, кто с передовой, не очень общительные. Бывает, что остро реагируют, если санитарка Евгения предлагает им просто придержать дверь: «Я сам, я смогу». Они еще не смирились с тем, что ранены.

В целом на реабилитацию могут потребоваться годы — те, кого тяжело ранило 5-8 лет назад, теперь гораздо общительнее. Всего через центр прошло 700 человек. Больше половины смогли вернуться в строй, а трое колясочников теперь самостоятельно ходят.

Попасть сюда сложно — очередь расписана до конца года. Осенью собирались открыть второй корпус на 60 пациентов, с более широким перечнем медицинских услуг. Однако проект был временно заморожен — не хватает 74 млн рублей.

Список тех, кому нужна помощь, постоянно растет. И чем раньше приступить к лечению, тем больше шансов на восстановление.

Ранее военный обозреватель, полковник запаса Геннадий Алехин заявил, что наиболее боеспособная часть ВСУ постепенно уничтожается, она заполняется представителями территориальной обороны – наспех мобилизованными солдатами, у которых падает морально-психологический настрой.



";