Skip to main content
29 марта, 2024
$ 92.26
99.71

Армии США указали на её главный просчет

12 июля, 2022, 9:19

Помощь Украине, которую оказывают США и партнеры, начала буксовать. Аналитики говорят о существенных недостатках американской военной системы, которая уязвима перед затяжными конфликтами. Складывается такое впечатление, что у «первой армии мира» возникли проблемы.

© unsplash.com

Настоящий вызов

На днях американские власти анонсировали новый пакет военной помощи Киеву — на этот раз на 400 млн долларов. В него, помимо прочего, войдут ракетные системы залпового огня (РСЗО) HIMARS и снаряды повышенной точности к 155-миллиметровым гаубицам. Звучит весьма внушительно, но неназванный представитель Минобороны США заявил, что на Украину отправят всего четыре РСЗО «в дополнение к восьми имеющимся» и 1 тысячу боеприпасов.

Когда это прибудет на фронт — неясно. Еще предыдущие поставки не пришли, их ВСУ ждут в августе. В офисе президента Украины Владимира Зеленского все чаще говорят, что надо «быстрее и больше».

От растущих украинских аппетитов в Белом доме не в восторге. Там уже несколько недель обсуждают, что произойдет через 1-2 месяца. Настоящим вызовом будет являться поддержание нынешнего уровня помощи в течение длительного промежутка времени, отметил заместитель помощника президента США по национальной безопасности Джонатан Файнер.

По данным собеседников Financial Times в оборонной сфере, производители привыкли к гораздо меньшим поставкам вооружений. Причем речь тут совсем не о «высокотехнологичных новинках», а о самом простом — снарядах.

Незалежная стала уроком: победу одерживают с помощью классической артиллерии, сухопутных войск и оккупации, считает бывший директор НАТО по вопросам планирования Джейми Ши.

Казалось бы, проблема решаемая: достаточно просто нарастить мощности, нанять еще больше рабочих и докупить сырье. Деньги тоже есть — США увеличили свои оборонные расходы на 37 млрд долларов. И это не считая средств, которые выделяют на закупки для Украины.

Однако аналитики утверждают, что здесь не все так просто.

Старый новый подход

unsplash.com

В Минобороны США доминирует концепция так называемой «быстрой войны». Этот термин пришел из докладов о кампаниях в Гренаде в 1983 году («Вспышка ярости») и Ираке в 1991 году («Буря в пустыне»). Смысл понятен: деморализовать противника стремительным ударом, захватив при этом стратегически важные точки.

Основную роль здесь играет авиация и высокоточные ракеты. Ту же «Бурю в пустыне» американцы начали с массированных ударов. Сначала били по аэродромам и системам ПВО, чтобы завоевать господство в воздухе, а после — по складам и командным пунктам. Наземная операция стартовала только через пару недель и продлилась всего 4 дня.

Аналогично действовали и спустя 12 лет, в кампании «Иракская свобода». Контроль над страной установили за три недели. Решающими стали сражения под Басрой и захват багдадского аэропорта, пишет РИА Новости.

Хотя в дальнейшем война в Ираке затянулась, Пентагон окончательно вооружился принципом «стремительного удара». Так, обновленная в 2018 году концепция национальной обороны подразумевает создание «более смертоносных объединенных сил», которые будут выступать в связке с союзниками. Куда важнее не количество оружия, солдат и т. д., а слаженность между подразделениями.

Документ послужил фундаментом для бюджета на 2019-2023 годы с упором на дорогое вооружение, оптимизацию персонала, а также «расширение в киберпространстве». Все это для «маленькой победоносной войны».

Правда, на Украине картина иная. Первый вывод, который можно сделать: современные крупные операции необязательно должны быть скоротечными. Ведется борьба на истощение, причем проходит она преимущественно на суше, говорит американский полковник в отставке Дэвид Джонсон.

Он отметил, что сейчас происходит откат к конфликтам старого типа, когда стороны пускают в ход огромные ресурсы, прежде всего относительно дешевые. ВСУ, например, используют преимущественно советскую технику. В этом случае надо в короткие сроки поставить на фронт максимум оружия и войск.

В этой ситуации также необходимо воссоздавать подразделения и быстро возмещать огромные потери. Это, по мнению Джонсона, ахиллесова пята ВС США.

К тому же эксперт призывает полностью пересмотреть логистику, в том числе медицинскую. На сегодняшний день система эвакуации раненых во многом завязана на вертолеты. В условиях таких интенсивных боевых действий это просто невозможно.

Разучились воевать

unsplash.com

Также аналитики сомневаются в промышленности. Даже короткая кампания — серьезное испытание для всего ВПК. Так, для помощи Тель-Авиву в арабо-израильской войне 1973-го США сильно опустошили запасы. Дошло до того, что несколько авианосцев, несущих боевое дежурство, лишились истребителей «Фантом», а это всего за 19 дней конфликта.

Американский историк Конрад Крейн задался вопросом: как быстро США смогут воспроизводить высокоточные боеприпасы, крылатые ракеты и ракеты ПВО? А как насчет способности американской промышленности перейти на производство танков и других систем вооружения? Во время Второй мировой войны Westinghouse переоборудовала фабрики с бытовой техники на военную. Не факт, что так сейчас поступят Samsung и LG.

Того, что есть, может не хватить. Те же самолеты F-35 выпускают поштучно. А в масштабном конфликте потери неизбежны. В 2018 году комитет по национальной обороне американского парламента пришел к выводу, что Соединенные Штаты в войне с большой страной «либо проиграют, либо победят, заплатив за это высокую цену». Проблема в том, что ВПК заточен на короткие кампании.

Даже в Ираке Вашингтон столкнулся с нехваткой боеприпасов. Пришлось брать оперативную паузу перед штурмом Багдада. США разучились вести затяжные войны и не готовятся к этому, американская армия «деградировала», считает аналитик Скотт Риттер.

В отличие от главных соперников — Китая и России. Москва, как отметил эксперт, вернулась к формированию соединений «по образцу холодной войны» — для крупного наступления и прорыва хорошо укрепленных позиций противника. В Минобороны США считает такой подход устаревшим, но специальная военная операция на Украине заставила пересмотреть эту позицию.

Ранее эксперт из МГУ Богдан Безпалько дал свой прогноз возможного развития событий на Украине. По его мнению, до конца 2022 года значительные украинские территории могут присоединиться к России.



";