Skip to main content
20 апреля, 2024
$ 93.44
99.58

19FortyFive: Су-37 приблизил Россию к светлому будущему

Этот забытый российский истребитель вошел в историю
05 сентября, 2022, 13:59

В середине 90-х годов прошлого столетия, после окончания холодной войны, ВВС РФ предстояло решить следующую проблему: у них было слишком много самолетов и слишком мало врагов. Экспериментальный истребитель Су-37, который называли «Терминатор», изначально выбивался из общего ряда. Это был демонстрационный образец технологий для разработки более поздних моделей. С распадом СССР российская власть свернула многие истребительные программы из-за нехватки средств и отсутствия необходимости. Оборонная промышленность России оказалась на грани смерти, но Су-37 выжил и показал новшества, которые опередили свое время, пишет 19FortyFive.

© Mike Freer / Wikipedia.org
Экспериментальный многоцелевой истребитель Су-37 на авиашоу Фарнборо-1996

«Терминатор» вырывается вперед

Россия думала, что разработку Су-37 профинансирует экспорт Су-27, и это отчасти оказалось правдой: ряд заказов разместили КНР и Вьетнам. Благодаря такому развитию событий программа «Терминатор» продолжилась. К 1995 году у РФ был планер, который отправили на опытно-конструкторский завод Сухого для установки сопел с управляемым вектором тяги. В 1996-м Су-37 совершил свой первый полет.

Ключ — управление вектором тяги

В итоге на одноместном Су-37 появились двигатели с трехмерным вектором тяги, которые затем стали устанавливать на перспективных истребителях. Это придало самолету отличную маневренность и большой угол атаки. Конструкторы колебались между двумя двигателями, но выбор пал на более дешевый и менее надежный АЛ-31ФП. Но при этом не поскупились на цифровую электродистанционную систему автоматического управления вектором тяги — одно из самых главных нововведений Су-37. Если истребитель выходил из-под контроля или «сваливался», то быстро восстанавливался и мог выполнять дальнейшие маневры.

Датчики на высоте

Радары с доплеровской фазированной решеткой, в том числе обращенный назад, а также система управления огнем позволяли Су-37 отслеживать сразу до 20 целей и запускать ракеты по 8-ми из них. Благодаря этому «Терминатор» мог стать многоцелевым истребителем, а также истреблять вражеские самолеты или запускать ракеты класса «земля – поверхность». Пилоты смогли оценить его прекрасные способности ведения воздушного боя.

Мощный комплект оружия

Этот истребитель имел 12 узлов подвески для доставки оружия общим весом 8 тонн. Су-37 мог нести сочетание ракет малой дальности Р-73Э и Р-77 для ведения воздушного боя и различных ракет с инфракрасным и радиолокационным самонаведением для удара по наземным целям. В дополнение к отсеку радиоэлектронной борьбы на борту находилась 30-миллиметровая пушка.

Пилоты похвалили кабину и характеристики

Кабина с 4-мя жидкокристаллическими дисплеями для лучшей ситуационной осведомленности оказалась весьма удобной для пилота. К тому же Су-37 отличался от других истребителей короткоходной ручкой управления, которая пришла на замену ручке с центральным положением.

Максимальная скорость «Терминатора» составляла 2,5 тысячи км/ч. Дальность полета – 4 тысячи километров при потолке в 18 тысяч метров.

Ковбой авиасалонов

Су-37 показали на авиашоу, где он поразил зрителей. Вот как его полет в 1996 году на выставке в Фарнборо описал сайт Globalsecurity.org: пилот впервые смог показать своеобразный воздушный кульбит — разворот на 360 градусов в плоскости симметрии. Это была настоящая мертвая петля малого радиуса, которую летчик выполнил на малой скорости — позже ее назвали «Чакра Фролова» в честь российского пилота-испытателя. Но даже привычные фигуры в исполнении нового российского истребителя смотрелись как что-то новое. Например, выполняя «Кобру», он выходил на угол атаки свыше 150 градусов и был в таком положении порядка 3-4-х секунд

Несмотря на все нововведения и успех на авиасалонах, конструкторы построили всего два предсерийных Су-37. В 2002-м из-за неисправности системы управления полетом один из них разбился, и ВВС РФ решили отказаться от данной программы. Но надо отдать должное этому истребителю: примененные нововведения проложили путь к дальнейшим разработкам. В итоге Россия сосредоточилась на воздушной технике и маневренности своих истребителей даже несмотря на дефицит средств и ресурсов, которые были после окончания холодной войны.

Таким образом, Су-37 был для ВВС РФ ступенькой в лучшее будущее.

Ранее в США заявили, что у американского истребителя F-14 нет шансов в бою с российским Су-57.



";