Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Кофе, конфеты и свечи хакнут вашу память: как оптимизировать самые сложные процессы в собственной голове

02 октября, 2022, 14:26
© unsplash

Думаете, запомнить что-то перед экзаменом или важной презентацией – невозможно? На самом деле есть масса эффективных способов для того, чтобы стать настоящим кладезем знаний. Пусть и не на долго.

Информация носит ознакомительный характер, необходимо проконсультироваться со специалистом или врачом

Какое отношение к процессу запоминания информации имеют свечи, кофе и конфеты, рассказала Лиза Дженова (Lisa Genova) из популярного издания Big Think.


– Рассмотрим сразу несколько рекомендаций по поводу того, как легче запоминать необходимую информацию, как лучше запоминать то, что потребуется вам на экзамене или презентации – в том числе, – пояснила она. – И один из них – самоконтроль. Эту информацию я могу «вбивать» в память, и, может быть, я запомню ее. Или сначала я могут запомнить нужную мне информацию. Если я пытаюсь что-то закрепить в памяти и только «закладываю» туда информацию, по факту я двигаюсь по нейронным связям в одном направлении. Если потом я пытаюсь эту информацию вспомнить, то извлекаю ее обратно. Получается, двигаюсь в обратном направлении.  Если моя память функционирует по принципу «двухстороннее шоссе», то есть, движется в обоих направлениях, то и информация закрепляется надежнее.

Она сравнила этот принцип с дидактическими карточками:

– Вместо того, чтобы снова и снова по несколько раз читать один и тот же список словарных слов, надо прочитать слово один раз и постараться вспомнить правильный ответ. После этого сделайте это несколько раз по кругу. Так у вас получится быстрее запоминать информацию. Помимо этого, когда вы учитесь, необходимо стараться растягивать данный процесс во времени, а не запоминать все и сразу. Так что, если на подготовку к экзамену у вас – неделя и в общей сложности у вас около 7 часов, лучше занимайтесь по 1 чачу в день, а не 7 часов подряд в ночь перед экзаменом.

Имеет значение и контекст. Достать информацию из памяти обратно тоже можно несколькими способами, некоторые из которых более эффективны.

– Если во время подготовки к тесту я слушаю Моцарта и поедаю мармеладных мишек, а на моем столе горит свеча с запахом лаванды и горячий фраппучино, то мне проще будет вспомнить всю нужную информацию, если я буду делать все то же самое, – пояснила автор. – Так активизируется нейронную сеть. Я пью кофе во время зубрежки? Или чувствую себя подавленной, пока стараюсь запомнить что-то? Значит, надо попытаться воссоздать условия, во время которых вы что-то заучивали – чтобы легче было извлекать информацию из памяти. Это повысит ваши шансы на успех. В тот момент, пока вы учите материал к экзамену или к презентации, которую вам необходимо провести, те данные, которые вы пытаетесь заложить, а после – извлечь, относится к семантической памяти. Что и есть, по сути – запоминание фактов.

Стресс также будет оказывать влияние на способность запоминать эти данные и извлекать их.

Получается, что определенный уровень стресса становится полезным в обеих ситуациях – и для запоминания, и для извлечения информации из памяти.

– При этом сильный стресс способен погрузить вас в состояние перенапряжения, – продолжает автор. – Вы сами не раз сталкивались с тем, что во время подготовки к экзамену вы все выучиваете, почти наизусть, вы все-все понимаете, но во время самого экзамена вы испытываете слишком сильный стресс. Вам же хочется получить отличную оценку?! Вот вы и начинаете нервничать, нервничать так сильно, что вам становится трудно дышать.

Вы просто не можете вспомнить о том, что так хорошо выучили – не можете выудить информацию из памяти!

Автор заключает, что легкий стресс даже полезен, если вам необходимо что-то выучить, но слишком большой стресс может спровоцировать фиаско.

– Вот для этого рекомендуется добавлять к данным различные ассоциации – заключила она. – Мы можем постоянно произносить вслух такую информацию, которую нужно запомнить. Помогают и самые обычные записи.

Ранее ученые сообщили о том, что найден участок мозга, связанный со склонностью помогать другим людям.