• 26 ноября, 2021, 10:40
    Обновлено 11:02

Курс на автономию: как обстоят дела с развитием беспилотного транспорта в России

Андрей Гольев
Андрей Гольев
Курс на автономию: как обстоят дела с развитием беспилотного транспорта в России
Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»
Курс на автономию: как обстоят дела с развитием беспилотного транспорта в России
Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

В недалеком будущем в России должен появиться автономный водный транспорт. Беспилотники на российских дорогах уже можно встретить. По рельсам они тоже ездят и даже летают по воздуху. К 2035 году автономные транспортные средства должны стать привычным для нашей страны явлением, причем не только в грузовых, но и пассажирских перевозках. К примеру, в международных грузоперевозках к 2040 году долю автономных судов Минтранс РФ предлагает довести до 50%, пишет «Российская газета».

Сейчас в стране создают первый водный беспилотный маршрут. Его протяженность составит 480 морских миль. Проложить путь хотят между портами Усть-Луга в Ленобласти и Балтийск в Калининградской области. Маршрут будет полностью оснащен инфраструктурой для автономных паромов. Замминистра транспорта Кирилл Богданов на международном форуме «Транспортная неделя» заявил, что у этого проекта очень большие перспективы, им уже интересуются перевозчики. В ближайшее время по воде отправят порядка 20 беспилотных судов. На данный момент испытания проходят 3 судна. Однако на борту еще находится команда. В полностью автономном режиме судно движется лишь в определенные промежутки времени.

Внедрение беспилотников прописано в Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Документ был утвержден на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию этим летом. Он обобщает все имеющиеся наработки в стране и определяет вектор дальнейшего движения этого направления.

Беспилотные такси впервые появились в городе Иннополис в Татарстане. Произошло это еще в 2018 году. Сейчас эксперимент по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на российских дорогах общего пользования проходит уже в 11 субъектах, в том числе в Москве и Московской области. Правда, пока что за рулем еще сидит водитель. Однако в 2024 году, как считают в Минтрансе, в Москве можно будет запустить полностью беспилотные такси, а уже к 2035 году они в принципе вытеснят машины с водителями.

По планам Минтранса, к 2030 году беспилотные грузовые перевозки хотят развернуть почти на 20 тысячах км федеральных трасс. Такие машины, как отметили в «Яндекс.Такси», оснащены системами ориентации в пространстве. На данный момент перед разработчиками стоит задача научить автономные системы не только анализировать ситуацию на дороге и принимать решения, но также предвидеть вероятные изменения дорожной ситуации. Для этого как раз и требуется период тестирования, в течение которого самообучающаяся система накапливает всю необходимую базу данных.

В грузовых автоперевозках переход к коммерческому использованию беспилотников произойдет раньше. С одной стороны, тут нет рисков, которые связаны с безопасностью пассажиров. С другой, используется совершенно иной подход к созданию системы автономного вождения. Дело в том, что беспилотные грузовики всю необходимую информацию во время движения получают в процессе обмена данными с «умной» трассой. В Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) рассказали, что беспилотный грузовой автомобиль подключается к специально создаваемым цифровым инфраструктуре и сервисам дороги, что позволяет ему получать необходимую информацию о маршруте.

Первые грузовые беспилотные машины в тестовом режиме поедут по трассе М-11 Москва – Петербург. Это должно произойти в первом квартале 2022 года. При этом коммерческие рейсы хотят запустить уже в третьем квартале 2023 года. В 2030 году беспилотные грузовые перевозки Минтранс РФ хочет развернуть почти на 20 тысячах км федеральных трасс. Создание цифровой инфраструктуры и ее совместное тестирование с моделями беспилотных грузовиков должны начать в 2022-2023 годах.

Если говорить про железную дорогу, то первые беспилотные поезда на ней появились в 2019 году. Первый электропоезд «Ласточка» с беспилотным управлением представили на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке на международном железнодорожном салоне «PRO//Движение. Экспо». В ходе тестовой поездки были отработаны технологии технического зрения и управления составом без участия машиниста. Первоначально запустить беспилотные электропоезда по МЦК хотели в этом году. Однако сроки сдвинули до 2024 года. Генеральный директор РЖД Олег Белозеров говорил, что к этому времени все составы электропоездов «Ласточка» должны стать беспилотными.

При этом доставку грузов летающими беспилотными аппаратами собираются запустить уже в следующем году. Заместитель министра транспорта Игорь Чалик на площадке Восточного экономического форума в сентябре этого года рассказал, что уже были определены 48 маршрутов. На данный момент происходит формирование технического облика беспилотников, чтобы можно было понять, какие площадки и полосы для них будут нужны. Опробовать на деле грузовые дроны собираются на Чукотке, Камчатке, а также в Ямало-Ненецком АО и Югре.

Масштабные планы по внедрению автономного транспорта в РФ вписываются в мировые тренды. Однако для реализации этих планов потребуется соответствующая нормативная база, а она пока что отстает от реальности. В российском законодательстве в принципе нет возможности проезда по федеральным трассам полностью автономных автомобилей без инженера-испытателя за рулем. Пока законодательство не изменится, предполагается использовать так называемые «экспериментальные правовые режимы», которые позволяют тестировать беспилотные аппараты на трассах общего пользования.

Ранее стало известно, что в России появятся коммерческие беспилотные такси и беспилотные грузовые перевозки. Кроме того, искусственный интеллект научат ставить медицинские диагнозы, а малый бизнес будет принимать решение об открытии точек на основе больших данных.

Подписывайтесь на LIVE24.RU в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.


Поделитесь новостью:
  • Запись о регистрации СМИ:
    ЭЛ № ФС 77 - 74986 выдано Роскомнадзором 19.02.2019 г.
  • Запись о регистрации информационного агентства:
    ИА № ФС 77 - 74985 выдано Роскомнадзором 19.02.2019г.
  • Учредитель:
    ООО «ЛАЙВ24», ИНН 4632247680
  • Главный редактор:
    Новиков Михаил Владимирович
  • Адрес электронной почты редакции:
    info@live24.ru
  • Телефон редакции:
    +7 (4712) 55-10-24
В сетевом издании LIVE24 размещены материалы информационного агентства LIVE24.
Некоторые материалы содержат стоковые изображения от Depositphotos, Pixabay, АГН Москва
18

В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа»,«Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры»,«Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Организации, СМИ и физические лица, признанные в России иностранными агентами: "Голос Америки" "Idel.Реалии" "Фактограф" "Север.Реалии" Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT" Пономарев Лев Александрович Савицкая Людмила Алексеевна Маркелов Сергей Евгеньевич Камалягин Денис Николаевич Апахончич Дарья Александровна «Medusa Project» Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ» «VTimes.io» Баданин Роман Сергеевич Гликин Максим Александрович Маняхин Петр Борисович Ярош Юлия Петровна Чуракова Ольга Владимировна Железнова Мария Михайловна Лукьянова Юлия Сергеевна Маетная Елизавета Витальевна «The Insider» Рубин Михаил Аркадьевич Гройсман Софья Романовна Рождественский Илья Дмитриевич Апухтина Юлия Владимировна Постернак Алексей Евгеньевич Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь Петров Степан Юрьевич Юридическое лицо Istories fonds Шмагун Олеся Валентиновна Мароховская Алеся Алексеевна Долинина Ирина Николаевна Шлейнов Роман Юрьевич Анин Роман Александрович Великовский Дмитрий Александрович Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит» Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты» Каткова Вероника Вячеславовна Карезина Инна Павловна Кузьмина Людмила Гавриловна Костылева Полина Владимировна Лютов Александр Иванович Жилкин Владимир Владимирович Жилинский Владимир Александрович Тихонов Михаил Сергеевич Пискунов Сергей Евгеньевич Ковин Виталий Сергеевич Кильтау Екатерина Викторовна Любарев Аркадий Ефимович Гурман Юрий Альбертович Грезев Александр Викторович Важенков Артем Валерьевич Иванова София Юрьевна Пигалкин Илья Валерьевич Петров Алексей Викторович Егоров Владимир Владимирович Гусев Андрей Юрьевич Смирнов Сергей Сергеевич Верзилов Петр Юрьевич Общество с ограниченной ответственностью «ЗП» Общество с ограниченной ответственностью «Зона права» Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ» Вольтская Татьяна Анатольевна Клепиковская Екатерина Дмитриевна Сотников Даниил Владимирович Захаров Андрей Вячеславович Симонов Евгений Алексеевич Сурначева Елизавета Дмитриевна Соловьева Елена Анатольевна Арапова Галина Юрьевна Перл Роман Александрович Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО» Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США) Компания «Stichting Bellingcat» Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение» Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа» Акционерное общество «РС-Балт», Левада-Центр


© ООО ЛАЙВ24.
Наверх