Курс на автономию: как обстоят дела с развитием беспилотного транспорта в России
В недалеком будущем в России должен появиться автономный водный транспорт. Беспилотники на российских дорогах уже можно встретить. По рельсам они тоже ездят и даже летают по воздуху. К 2035 году автономные транспортные средства должны стать привычным для нашей страны явлением, причем не только в грузовых, но и пассажирских перевозках. К примеру, в международных грузоперевозках к 2040 году долю автономных судов Минтранс РФ предлагает довести до 50%, пишет «Российская газета».
Сейчас в стране создают первый водный беспилотный маршрут. Его протяженность составит 480 морских миль. Проложить путь хотят между портами Усть-Луга в Ленобласти и Балтийск в Калининградской области. Маршрут будет полностью оснащен инфраструктурой для автономных паромов. Замминистра транспорта Кирилл Богданов на международном форуме «Транспортная неделя» заявил, что у этого проекта очень большие перспективы, им уже интересуются перевозчики. В ближайшее время по воде отправят порядка 20 беспилотных судов. На данный момент испытания проходят 3 судна. Однако на борту еще находится команда. В полностью автономном режиме судно движется лишь в определенные промежутки времени.
Внедрение беспилотников прописано в Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Документ был утвержден на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию этим летом. Он обобщает все имеющиеся наработки в стране и определяет вектор дальнейшего движения этого направления.
Беспилотные такси впервые появились в городе Иннополис в Татарстане. Произошло это еще в 2018 году. Сейчас эксперимент по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на российских дорогах общего пользования проходит уже в 11 субъектах, в том числе в Москве и Московской области. Правда, пока что за рулем еще сидит водитель. Однако в 2024 году, как считают в Минтрансе, в Москве можно будет запустить полностью беспилотные такси, а уже к 2035 году они в принципе вытеснят машины с водителями.
По планам Минтранса, к 2030 году беспилотные грузовые перевозки хотят развернуть почти на 20 тысячах км федеральных трасс. Такие машины, как отметили в «Яндекс.Такси», оснащены системами ориентации в пространстве. На данный момент перед разработчиками стоит задача научить автономные системы не только анализировать ситуацию на дороге и принимать решения, но также предвидеть вероятные изменения дорожной ситуации. Для этого как раз и требуется период тестирования, в течение которого самообучающаяся система накапливает всю необходимую базу данных.
В грузовых автоперевозках переход к коммерческому использованию беспилотников произойдет раньше. С одной стороны, тут нет рисков, которые связаны с безопасностью пассажиров. С другой, используется совершенно иной подход к созданию системы автономного вождения. Дело в том, что беспилотные грузовики всю необходимую информацию во время движения получают в процессе обмена данными с «умной» трассой. В Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) рассказали, что беспилотный грузовой автомобиль подключается к специально создаваемым цифровым инфраструктуре и сервисам дороги, что позволяет ему получать необходимую информацию о маршруте.
Первые грузовые беспилотные машины в тестовом режиме поедут по трассе М-11 Москва – Петербург. Это должно произойти в первом квартале 2022 года. При этом коммерческие рейсы хотят запустить уже в третьем квартале 2023 года. В 2030 году беспилотные грузовые перевозки Минтранс РФ хочет развернуть почти на 20 тысячах км федеральных трасс. Создание цифровой инфраструктуры и ее совместное тестирование с моделями беспилотных грузовиков должны начать в 2022-2023 годах.
Если говорить про железную дорогу, то первые беспилотные поезда на ней появились в 2019 году. Первый электропоезд «Ласточка» с беспилотным управлением представили на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке на международном железнодорожном салоне «PRO//Движение. Экспо». В ходе тестовой поездки были отработаны технологии технического зрения и управления составом без участия машиниста. Первоначально запустить беспилотные электропоезда по МЦК хотели в этом году. Однако сроки сдвинули до 2024 года. Генеральный директор РЖД Олег Белозеров говорил, что к этому времени все составы электропоездов «Ласточка» должны стать беспилотными.
При этом доставку грузов летающими беспилотными аппаратами собираются запустить уже в следующем году. Заместитель министра транспорта Игорь Чалик на площадке Восточного экономического форума в сентябре этого года рассказал, что уже были определены 48 маршрутов. На данный момент происходит формирование технического облика беспилотников, чтобы можно было понять, какие площадки и полосы для них будут нужны. Опробовать на деле грузовые дроны собираются на Чукотке, Камчатке, а также в Ямало-Ненецком АО и Югре.
Масштабные планы по внедрению автономного транспорта в РФ вписываются в мировые тренды. Однако для реализации этих планов потребуется соответствующая нормативная база, а она пока что отстает от реальности. В российском законодательстве в принципе нет возможности проезда по федеральным трассам полностью автономных автомобилей без инженера-испытателя за рулем. Пока законодательство не изменится, предполагается использовать так называемые «экспериментальные правовые режимы», которые позволяют тестировать беспилотные аппараты на трассах общего пользования.
Ранее стало известно, что в России появятся коммерческие беспилотные такси и беспилотные грузовые перевозки. Кроме того, искусственный интеллект научат ставить медицинские диагнозы, а малый бизнес будет принимать решение об открытии точек на основе больших данных.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.