Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Развитие беспилотного автотранспорта в России: правовые барьеры

18 ноября, 2021, 12:15

Сегодня процесс формирования цифровой экономики в России затрагивает все сферы жизни, включая бизнес, промышленность, социальные услуги, образование, а также государственное управление. В октябре 2021 года, в ходе Всемирного экономического форума, правительство России подписало меморандум о создании в России центра четвёртой промышленной революции, предполагающий запуск ряда инновационных проектов, связанных с искусственным интеллектом, нейротехнологиями, блокчейном и интернетом вещей.

В наши дни возможность внедрения стремительно развивающихся IT-технологий во многом зависит от пересмотра действующих норм законодательства. Поэтому, с целью создания благоприятных условий для развития цифровых инноваций на федеральном уровне был разработан и принят Закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ, который позволяет снимать правовые ограничения, сдерживающие инновационный прогресс. 

Одной из первых возможность применить особые правовые условия получила сфера беспилотных транспортных средств. Первые беспилотные машины уже ездят по дорогам Москвы и в Иннополисе, а Минтранс России приступил к реализации проекта беспилотных грузоперевозок по трассе М-11 “Нева”.  По уровню развития беспилотных технологий Россия наряду с Китаем и США занимает лидирующие позиции по уровню развития беспилотных технологий. Сегодня на российском рынке беспилотного транспорта фигурируют такие компании, как “Яндекс”, “КАМАЗ”, “Cognitive Pilot”, “Старлайн”, “Техническое зрение” и “BaseTracK”.

В России до 2030 года на развитие беспилотных видов транспорта и подготовку соответствующей инфраструктуры планируется потратить более 800 млрд рублей.

На данный момент, действующая в России нормативно-правовая база создаёт для разработчиков беспилотных автомобилей ряд барьеров, которые тормозят дальнейшее развитие технологии – начиная с запрета на коммерческие пассажироперевозки на беспилотном транспорте и заканчивая несоответствием традиционной системы управления дорожным движением новым реалиям формирующейся экосистемы транспорта будущего.

К примеру, согласно действующему Постановлению Правительства № 1415  от 26.11.2018 г., автономные автомобили могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования только в тестовом порядке и при условии, что за рулем такого транспортного средства для “подстраховки” всегда должен находиться водитель. Стоит отметить, что на сегодня осуществление в России как опытной, так и полноценной эксплуатации полностью беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования является невозможным, в том числе, из-за неопределённости в толковании положений Венской конвенции о дорожном движении, подписанной Россией в 1993 году. В связи с этим некоторые страны-участницы Венской конвенции, включая Россию, обсуждают сегодня необходимость внесения в документ соответствующих изменений с целью получения возможности самостоятельного принятия решений касательно эксплуатации на своих территориях беспилотных автомобилей.

По словам экспертов, одним из ключевых правовых ограничений в данной отрасли является требование, которое предписывает обязательную проверку испытательной лабораторией каждого транспортного средства с автоматизированной системой вождения. Такая проверка на соответствие изменений конструкции требованиям безопасности должна  осуществляется для каждого нового беспилотного автомобиля, даже невзирая на то, что по конструкции и автоматизированной системе вождения он может быть полностью аналогичен уже ранее прошедшему проверку транспортному средству. И хотя, согласно Постановлению, к проверке допускаются сразу целые партии беспилотных автомобилей с возможностью выборочной проверки отдельных транспортных единиц, на практике массовое производство столь сложных автоматизированных конструкций пока не реализуемо. 

Появление на дорогах беспилотного транспорта требует пересмотра существующей практики фиксации правонарушений на дорогах, а также адаптации законов, регулирующих страховые случаи.

По прогнозам экспертов, запуск беспилотных автомобилей позволит на 8% снизить количество погибших в ДТП к 2030 году.

Поскольку вне тестовых ограничений новый вид транспорта становится полноправным участником дорожного движения, к нему необходимо будет применять принятую ранее систему прав, обязанностей и ответственности. 

Напомним, что в рамках исполнения нацпроекта “Безопасные качественные дороги” с 2025 года на экзамене на получение водительского удостоверения могут появиться автомобили с беспилотными системами. Об этом ранее сообщили в МВД.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Курского государственного университета Максим Воробьёв в беседе с LIVE24 рассказал о возможных правовых коллизиях, связанных с неоднозначностью правового регулирования распределения ответственности в случае ДТП с участием беспилотного автотранспорта.

Максим Васильевич, кто по Вашему мнению должен отвечать за причиненный беспилотным автомобилем ущерб? Разработчик автоматизированной системы вождения, которая фактически заменяет водителя, владелец беспилотных автомобилей или же водитель, находившийся в кабине транспортного средства для «подстраховки»?

В настоящее время гражданское законодательство не предусматривает особенностей ответственности для владельцев беспилотных автомобилей по сравнению со всеми остальными владельцами транспортных средств. Эксплуатации беспилотных автомобилей также относится к источникам повышенной опасности  и применяется принцип ответственности владельца автомобиля без вины. Водитель не всегда является владельцем, например, в случае работы по трудовому договору водитель не будет отвечать перед потерпевшим. Разработчик автоматизированной системы вождения не будет отвечать перед потерпевшим за причиненный вред. Очень хочется сказать, что разработчик отвечает перед владельцем беспилотного автомобиля, но это неверно. Если будет установлено, что система беспилотного вождения содержала недостатки, которые привели к причинению вреда, то у владельца появляется право предъявлять претензии к производителю или продавцу автомобиля, которые не всегда являются разработчиками систем автономного вождения. Лишь последние могут предъявить требования к разработчику, если сами были вынуждены выплачивать компенсацию.    

Быть может, в будущем вину возложат на саму роботизированную машину? Но ведь категорию “вины” невозможно применить к машине? Или всё-таки можно? 

Робот на сегодняшний день не является субъектом права по российскому законодательству, поэтому не может нести ответственность за причиненный вред. Известен случай, когда София Робот, которая не является человеком, получила гражданство Саудовской Аравии и предположительно стала субъектом права, но говорить об этом надо с осторожностью, есть подозрение, что это лишь декларирование такого факта без реальных последствий. Понятие вины беспилотного транспортного средства почему-то упоминается в проекте Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств», но это не означает признание его субъектом права, скорее всего, это применение крайне неудачной формулировки. До изменения законодательства о придании роботам статуса субъекта права говорить самостоятельной имущественной ответственности беспилотных автомобилей нельзя, отвечать могут только физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.  

Максим Васильевич, а имеет ли смысл различать ответственность беспилотного управления транспортным средством и управление физическое, человеком?

В представлении многих людей владелец беспилотного автомобиля не должен нести ответственность за вред, причиненный в момент использования такого автомобиля в беспилотном режиме. Если такой случай рассматривать с позиции действующего закона, то ссылка на неисправность автопилота не позволит избежать ответственности точно так же как не позволяет избежать ответственности ссылка на любую другую неисправность автомобиля, например, отказ тормозной системы или системы рулевого управления.

Учитывая существующую неопределённость в правовом регулировании вышеупомянутых моментов, можем ли мы говорить о факте размывания ответственности? Ведь, по сути, на сегодня в правовом поле отсутствует конкретика относительно нового участника дорожного движения как правового субъекта? 

Закон достаточно четко закрепляет механизм ответственности за вред, причиненный владельцами любых автомобилей. Из-за существующих ограничений эксплуатация беспилотных автомобилей повсеместно невозможна. Для их опытной эксплуатации создано законодательство об экспериментальных правовых режимах, в рамках которого предполагается запуск беспилотных такси в Москве, в Сколково их эксплуатируют уже несколько лет, а вопрос признания робота субъектом права пусть обсуждается лишь на страницах фантастических книг.      



";