В Госдуме планируют контролировать работу рекомендательных систем в соцсетях
Одним из первых законопроектов, который внесут в Госдуму депутаты нового созыва, может стать инициатива о регулировании рекомендательных сервисов. Такие алгоритмы используются для предложения контента или товаров и услуг пользователям «ВКонтакте», Instagram, YouTube, «Кинопоиска», «Яндекс.Музыки» и прочих ресурсов.
В документе говорится, что под его действие подпадут социальные сети, новостные агрегаторы, а также аудиовизуальные сервисы. Площадки обяжут предупреждать юзеров, что им предлагается информация на основе анализа данных. К тому же они должны будут давать пользователям возможность отказаться от алгоритмов. Компаниям придется опубликовать документ с правилами использования рекомендаций, который содержит список собираемых данных и их источники. Эти сведения должны быть защищены.
Идея регулирования рекомендательных механизмов возникла в марте этого года: предложения в Госдуму, Минцифры и Совфед направило московское отделение Ассоциации юристов России (АЮР). Алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и оказывать влияние на мнение пользователей, повышая тем самым риски социальных конфликтов.
С весны проект готовил комитет по информационной политике, который в ГД нового созыва возглавил Александр Хинштейн. Член комитета депутат Антон Горелкин рассказал, что документ сейчас дорабатывается. Он в первую очередь предполагает регулирование рекомендательных сервисов соцсетей, так как очень важна их прозрачность. А вот попадут ли под регулирование онлайн-кинотеатры — вопрос, требующий дискуссии. После недавнего сбоя в работе Facebook, WhatsApp и Instagram Горелкин в своем Telegram-канале написал, сославшись на бывшего менеджера соцсети Фрэнсиса Хогена, что рекомендательные алгоритмы настраиваются таким образом, чтобы в ленте всегда были видны «фейки, провокации, буллинг».
Председатель комиссии московского отделения АЮР Александр Журавлев в свою очередь подчеркнул, что недавно Facebook выразил готовность предоставить наблюдательному совету доступ к алгоритмам «умной ленты», а также порядка ее формирования. ЕС предоставил рекомендации по работе подобных алгоритмов — как общие, так и в части выборного законодательства.
«Стремление сделать работу рекомендательных сервисов прозрачной — общемировая тенденция»,
отметил Журавлев.
В практике правительств некоторых стран требования к системам, основанным на принятии решений алгоритмами, зависят от потенциальных рисков, пояснила директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. По ее словам, если система может оказать влияние на права, свободы и благополучие граждан, а также содержит риски причинения вреда жизни, здоровью и имуществу, то к ней устанавливают дополнительные требования. Однако рекомендательные сервисы соцсетей и прочих ресурсов, являясь механизмом повышения качества услуг, таких рисков не несут.
Генеральный директор аудиосервиса «Сбер.Звук» Михаил Ильичев считает, что данный шаг можно сравнить с тем, чтобы запретить мерчендайзерам выкладывать товары на полках магазинов с учетом того, как часто их покупают.
По его словам, реализация этой идеи может, например, затормозить развитие голосовых ассистентов. При этом многие сервисы уже предлагают своим пользователям режим инкогнито, отключающий запись данных во время сессий на платформе.
Если отключить рекомендательную систему, то юзер будет видеть меньше интересного для себя, пояснил руководитель одного из видеосервисов. Он добавил, что такой подход может отразиться на финансовых показателях компаний.
Ранее группа исследователей из США установила, что социальные сети стимулируют выражение пользователями возмущения. Соцсети, такие как Facebook и Twitter, заявляют, что представляют собой обычную площадку для дискуссий, которые могли бы произойти и в реальной жизни.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.