Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Драки в самолете: какое наказание предусмотрено для авиадебоширов в России

01 декабря, 2022, 16:13

Инциденты с авиадебоширами только участились за последнее время. Ни средства сдерживания на борту, ни шестизначные штрафы не пугают хулиганов.  Правонарушителей часто усмиряют законопослушные пассажиры, которым первые только портят полет. Наши коллеги из РИА Новости решили разобраться, почему кто-то буянит в небе, а кто-то вынужден это терпеть вопреки нормам законодательства, и что делать, если вы стали свидетелем авиапотасовки.

© unsplash

В СМИ уже растиражировали информацию о новосибирском дебошире в аэропорту «Толмачево». Пьяный пассажир во время рейса из Южно-Сахалинска матерился, не давал работать экипажу, провоцировал конфликты с соседями и даже ударил бортпроводника.

В конце ноября еще один инцидент случился уже на рейсе «Аэрофлота». Пассажиры, которые летели из Москвы в Санкт-Петербург рядом в креслах, не поделили пространство – один нанес соседу не меньше 5 ударов по голове, руки и лицу, а другой сломал ему палец, причинив вред здоровью средней тяжести. Драчун – врач ультразвуковой диагностики, его арестовали.

Это далеко не все случаи, которые происходили в салонах российских авиасудов.

– С точки зрения реальных законов при угрозе безопасности, жизни и здоровью людей я могу отдавать абсолютно любые приказы – касающиеся мер физического принуждения – в том числе, – рассказывал ранее РИА Новости пилот Денис Окань.

Он добавил, что дебоширов на сиденьях удерживают при помощи ремней и других средств.

По его словам, авиакомпания Oman Air, выдавала наручники, чтобы обездвижить человека, если он ведет себя совсем плохо.

– При этом самим пилотам запрещено покидать свое рабочее место для оказания помощи, – объяснил он. – С хулиганами могут справиться только силы экипажа. А кто это? Это – чаще всего – хрупкие девушки. Остается только надеяться на вмешательство кого-то из пассажиров.

Летом 2022 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, в соответствии с которым с сентября экипажи самолетов авиакомпаний РФ могут применять спецсредства в отношении авиадебоширов – нейлоновые ремни и пластиковые наручники.

В 2018-м перевозчикам разрешили также вводить пассажиров в черные списки, после чего отстранять их от полетов.

– Но чаще всего действия нарушителя идентифицируются по части 6 статьи 11.17 КоАП, они устанавливают ответственность за невыполнение лицами, которые находятся на борту, распоряжений командира воздушного судна, – пояснил ведущий юрист Европейской юридической службы Олег Черкасов.

Штраф в размере от 2 до 5 тыс рублей или административный арест на срок до 15 суток – вот и все.

Еще есть статья 20.1 — «Мелкое хулиганство», но она предполагает еще меньший штраф и арест на тот же срок.

– Штрафы в своей основе – небольшие, – подтвердил юрист Нихад Касумов. – Хотя у меня есть примеры привлечения авиадебоширов к уголовной ответственности. Например, однажды жителя Новосибирска (в 2020-м) отправили в колонию строгого режима сроком на 3,5 года – он ударил командира судна.

В 2018 году сочинца осудили за нападение на стюардессу.

– Но я предполагаю, что вменяемые им статьи могли быть иные, – рассказал он. – Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью – Статья 112 УК. Иными словами, в каждом конкретном случае действия авиадебошира будут квалифицировать в зависимости от непосредственной обстановки, умысла и последствий.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов заявил о том, что сейчас просто недостаточно мер, чтобы сделать борьбу с авиадебоширами по-настоящему эффективной, а инструменты – рабочими.

– Важно сделать общий федеральный реестр для всех дебоширов, после чего объединить все данные в одну систему для того, чтобы деструктивный пассажир, который нарушил правила одной компании, не смог оказаться на борту самолета другой.

По его словам, это нужно не для ущемления прав пассажиров, а для грамотной профилактики подобного поведения.

По словам эксперта, важно, чтобы бортпроводники тоже обучались науке сдерживания, и знали, что можно использовать только в экстренных случаях.

– Есть конкретные риски того, что пассажир, нарушающий правила полета, в реальности просто просил соблюдать его права, – пояснил Илья Зотов.

Олег Черкасов уточнил, что вероятность привлечения к ответственности сотрудника авиакомпании или пассажира, который помогал в задержании правонарушителя, полностью регулируется контекстом ситуации.

В Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе есть такое понятие, как «необходимость».

Эксперт добавил – если ситуация стала развиваться непосредственно в момент посадки на воздушное судно, надо вызвать на борт полицию.

 Если же инцидент случился во время полета — это все меняет кардинальным образом.

Все действия нарушителя создают угрозу безопасности всех пассажиров, а значит остановить дебошира способны только члены экипажа и … сами пассажиры.

В подобной ситуации юридически применение физической силы юридически оправданно.

Но только лишь в том объеме, который нужен для предотвращения противоправного поведения хулигана.

– В любом случае самолет, который летит на скорости 900 километров в час на высоте 11 тысяч метров – это совсем не место для драк, – подытожил специалист.

Ранее стюардессы рассказывали о том, как избежать тошноты во время полета.



";