Для россиян справедливость важнее заботы и лояльности
Сотрудники факультета права НИУ ВШЭ презентовали итоги масштабного социологического опроса по определению моральных оснований в нашем обществе. По заказу ВШЭ, ВЦИОМ организовал анкетирование, которое было направлено по выявление моральных вкусов россиян.
Базой для исследования выступила теория моральных оснований (Moral Foundations Theory, MFT), определяющая универсальные моральные принципы, на которых основываются разные религии и этические учения. Всего эксперты выделили 5 классических оснований морального аспекта: забота, лояльность, справедливость, авторитет и чистота.
Во время оценки событий и поступков россияне основывались на критериях «Заботы» и «Справедливости». «Чистота» была на менее важной, ниже была оценка важности у критерия «Лояльность». Менее важным оказался «Авторитет». Для мужчин самым важным были моральные основания «Справедливости» и «Заботы», причем «Забота» была на втором месте.
Для женщин же – наоборот, самым важным основанием была «Забота», и только потом уже шла «Справедливость». Что касается всех прочих оснований, то порядок для них был одинаков.
Как сообщает «Газета.Ru», респондентам во время опроса предлагали оценить уровень собственной религиозности. Большая часть россиян идентифицировала его в качестве низкого.
К самым религиозным себя относят не меньше 10% россиян.
Религиозность при этом выступает в качестве фактора, который определяет важность моральных оснований. Если для таких критериев, как «Забота» и «Справедливость» никакой связи с религиозностью не было, то для «Лояльности», «Авторитета» и «Чистоты» выстраивалась однозначная линейная связь – чем выше была оценка религиозности, тем нарастала важность последних трех критериев.
Большая часть респондентов рассказала о том, что считает себя открытой новому опыту. Не менее 15% все же не согласились с этим. В отличие от религиозности, респонденты связали с новым опытом такие моральные основания как «Забота» и «Справедливость». Оказалось, что, чем более открытым для всего нового себя считает человек, тем важнее для него данные критерии.
Лишь 20% россиян уверены, что являются креативными людьми, в то время как большая часть относит себя к разряду «обычных». Чем больше при этом сама оценка креативности, тем меньше оценки «Лояльности», «Заботы», «Чистоты» и «Авторитета».
Представление россиян по поводу своей политической ориентации изучалось отдельно. Россияне в большей степени тяготеют к консервативному полюсу:
– 41% склонны поддерживать порядок за счет ограничения прав и свобод;
– 33% склонны отдавать большую дань соблюдению прав и свобод за счет нарушения порядка.
Также важным фактором выступает ориентация по шкале «консерватизм – либерализм» – чем ближе к либерализму, тем и оценка важности «Авторитета», «Лояльности» и «Чистоты» ниже.
Ранее LIVE24 сообщало о том, что россияне ответили на вопрос, надо ли сохранить память о Великой Отечественной войне.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.