Skip to main content
23 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Автокатастрофа, которая потрясла мир: 25 лет со смерти принцессы Дианы

25 лет спустя: тайна гибели принцессы Дианы
31 августа, 2022, 15:20
© United States Federal Government. from the Ronald Reagan Library / Wikipedia.ru

В последний день лета в 1997 году произошла одна из самых странных автокатастроф, в которой погибла Диана Фрэнсис Спенсер, известная общественности как принцесса Диана — первая жена наследника британского престола принца Чарльза Уэльского. Находясь в ранге третьей женщины Соединенного Королевства, Диана заслужила всенародную любовь за превосходное отношение к своим детям и благотворительную деятельность.

Люди всего мира сопереживали разводу Дианы и Чарльза, а также хотели разобраться в ее отношениях с продюсером Доди Аль-Файедом. Автокатастрофа стала для всех настоящим шоком — на похороны тогда пришли 3 миллиона человек, а телетрансляцию прощальной церемонии смотрели 2,5 миллиарда людей. Разбирательство, на которое потратили 12,5 миллиона фунтов стерлингов, закончилось только в 2008 году, однако смертельная авария в тоннеле Альма (Париж) по сей день считается одной из самых загадочных в истории, пишет Autonews.ru.

Что произошло

За день до автокатастрофы, 30 августа 1997 года, Диана вместе с Доди Аль-Файедом прибыла в Париж. Они заселились в принадлежащий миллиардеру Мохаммеду Аль-Файеду (отцу Аль-Файеда) отель «Ритц», откуда ночью переместились в апартаменты Аль-Файеда, располагавшиеся на улице Арсена Хаузсея. Диана и Доди сидели на заднем сиденье седана Mercedes-Benz S-класса, за рулем которого находился замначальника службы безопасности отеля «Ритц» Анри Поль, а справа от него — охранник Тревор Рис-Джонс.

Авария произошла 31 августа в 00:23 на набережной правого берега реки Сены — Анри Поль на въезде в тоннель Альма потерял управление, автомобиль ушел в занос и врезался в столб, который поддерживал крышу. Поль и Аль-Файед погибли на месте, а Диана скончалась в больнице. Охранник Рис-Джонс – единственный пристегнутый пассажир – получил серьезные травмы, но все же выжил. Правда, он не смог дать внятных показаний, что тут же породило большое количество версий произошедшего.

Причины и версии

Неисправный автомобиль

Диана и ее компаньоны ехали в автомобиле Mercedes-Benz S280 черного цвета, который принадлежал отелю «Ритц», причем это авто ей предоставили незадолго до ДТП взамен другого, якобы имевшего неисправности. В мае 2017-го были обнародованы данные об этой машине, согласно которым она имела очень грязную историю. Авто было впервые приобретено в сентябре 1994 года, а спустя три месяца украдено и разбито с несколькими переворотами.

После аварии автомобиль якобы был восстановлен и выставлен на продажу, тогда его как раз и купил «Ритц». Также есть сведения, что водителю запрещали разгоняться больше 60 км/ч, так как в этом случае машиной было невозможно нормально управлять. Еще у авто вроде как не работали задние ремни безопасности, что помешало пристегнуться Диане и Аль-Файеду.

Превышение скорости

На месте ДТП действовало ограничение скорости 50 км/ч, но Mercedes двигался с превышением. В первых сообщениях об автокатастрофе фигурировали данные, что машина Дианы врезалась в столб на скорости 190 км/ч, именно в этом положении якобы застряла стрелка спидометра. Однако производитель уведомил, что спидометр данной модели при аварии автоматически возвращается к нулю и не имеет функции цифровой памяти. Позже следствие установило, что скорость машины во время столкновения составляла 95-110 км/ч, а на данный момент считается, что она врезалась в столб на скорости 105 км/ч.

Пьяный водитель

Анализ крови Анри Поля подтвердил наличие алкоголя в концентрации, в три раза превышающей разрешенные в республике нормы. Следователи выяснили, что в тот вечер Поль после окончания рабочего дня выпил по меньшей мере 5 бокалов аперитива Ricard. Вероятнее всего, он не собирался садиться за руль, но его об этом попросило руководство отеля. В качестве одной из причин ДТП официально рассматривалось и называлось ухудшение реакции водителя, вызванное алкоголем. Поль тоже был не пристегнут.

Действия папарацци

Диану любили папарацци, следовавшие за ней и ее окружением по пятам. Чтобы избавиться от них, в тот роковой вечер охрана отеля «Ритц» придумала хитрый план: для отвлечения внимания от главного входа гостиницы отъехала машина без пассажиров, а Диана и Аль-Файед сели в другое авто, которое находилось на заднем дворе. Правда, некоторые фотографы все же раскусили маневр и пустились в погоню за «Мерседесом».

Чтобы оторваться от преследователей, Анри Поль превысил допустимую скорость. А еще была версия, что водитель потерял управление из-за того, что ему пришлось уворачиваться от машины одного из папарацци. В результате сразу 9 фотографов обвинили в непредумышленном убийстве, еще 3-х судили за съемку разбившегося авто как за вторжение в частную жизнь. Обвинения с папарацци сняли в 2002 и 2003 годах.

Действия другой машины

Расследуя обстоятельства трагедии, следствие в 1999 году заявило, что Mercedes-Benz перед ударом в столб, вероятно, столкнулся с белым Fiat Uno, следы которого нашли на месте ДТП. Очевидцы отметили, что такая машина в тоннеле действительно была, но сразу скрылась с места аварии. Еще существует версия, что Fiat подрезал Mercedes — это и стало причиной ДТП. Подозрение пало на фотографа Джеймса Андансона, владевшего такой же машиной и ранее снимавшего Диану вместе с Аль-Файедом.

Причем эту версию продвигал отец Аль-Файеда, который считал, что Андансона наняли британские спецслужбы для убийства Дианы. Следов аварии на автомобиле не было, а у самого фотографа нашлось алиби, но он все равно поспешил продать свой Fiat. Год спустя Андансона обнаружили мертвым, но сочли его смерть суицидом.

Британские спецслужбы

Главным сторонником теории заговора являлся миллиардер Мохаммед Аль-Файед. На протяжении 15 лет он отстаивал версию об убийстве Дианы британской MI6. Были предположения, что на спецслужбы работали то Анри Поль, то Тревор Рис-Джонс, но их связи с разведкой не выявили. К тому же поговаривали, что убийство Дианы заказала королевская семья, которая выступала против ее романа с мусульманином. А еще целью могла являться не сама Диана, а Доди Аль-Файед, у семьи которого было много врагов.

Аргументы причастности спецслужб выглядели следующим образом: неожиданная замена автомобиля на побывавший в аварии и имевший неисправные ремни безопасности; неработоспособность всех камер тоннеля, которые не вели запись после одиннадцати часов вечера; медлительность службы спасения, доставившей Диану в больницу лишь через 1,5 часа.

Однако все это – лишь теории. Официально признано только одно: автокатастрофа стала результатом несчастного случая из-за некомпетентности и алкогольного опьянения водителя, а помехи, которые были созданы другими транспортными средствами, равно как и непристегнутые ремни безопасности, являлись всего лишь дополнительными факторами аварии. Ни одна из теорий заговора так и не нашла подтверждения.

Ранее бизнесмен и активист Дмитрий Давыдов заявил, что нужно отбирать права у тех, кто только недавно сел за руль и устроил ДТП. По его словам, их надо отправлять на курсы переподготовки. Лишь после успешного переобучения документы можно будет вернуть.