14 сентября, 2021, 8:59
Обновлено 9:31

Учёные заявили, что сибирская пихта способна влиять на продолжительность жизни

Терпены хвойного растения способны активизировать процесс аутофагии в клетках организма.

Елизавета Вознесенская
Учёные заявили, что сибирская пихта способна влиять на продолжительность жизни
Фото: © Pixabay

Специалисты научно-производственной компании «Инитиум-Фарм» и Института молекулярной биологии имени Энгельгардта РАН сделали необычное открытие: они выяснили, что сибирская пихта способна запускать в организме человека процесс аутофагии — очищения от «клеточного мусора», тем самым увеличивая продолжительность жизни, сообщили «РИА Новости» после интервью с учёными.

Аутофагия – это естественный процесс самоочищения клетки. С помощью неё клетки могут как бы избавиться от ненужных «отходов»: повреждённых молекул белка и органеллы; вирусы же могут преобразовываться в питательные вещества. Таким образом, благодаря аутофагии организм может очищаться и омолаживаться.

Данный термин ввёл бельгийский учёный Кристиан де Дюв, а в 1974 году получил за его открытие Нобелевскую премию. После него  Есинори Осуми продолжил исследование данного процесса и также получил Нобелевскую премию в 2016 году.

Однако аутофагия находится в организме по умолчанию в «режиме сна», поэтому эксперты давно ищут способы активизировать данный процесс. Некоторые специалисты предполагают, что аутофагию способен запустить голод или тяжёлые физические нагрузки, но это достаточно спорный момент, поскольку, например, временный отказ от еды не соответствует правилам здорового питания, а также может приводить к расстройствам пищевого поведения или депрессии. Кроме того, оба пути имеют множество противопоказаний для людей с хроническими заболеваниями.

Исследование, которое было проведено в 2021 году, доказало, что сибирская пихта способна быстро и, не менее важно, безопасно «вывести из сна» аутофагию в клетках организма.

В рамках эксперимента учёные рассматривали терпены сибирской пихты – это такой класс ароматических соединений, содержащихся во многих растениях для поддержания клеток в активном состоянии при стрессовых ситуациях.

Выяснилось, что аутофагия активизируется даже при применении малых дозировок терпенов уже через сутки.

«Мы увидели, как аутофагия перерабатывает дисфункциональный материал клеток и, таким образом, поддерживает энергетический гомеостаз. Благодаря этому предотвращается накопление вредных веществ в клетке, в том числе и вирусов»,

отметила Фания Маганова, одна из руководителей исследования.

По словам экспертов, чтобы запустить в организме процесс «омоложения», нужно всего лишь добавить пихтовых терпенов. Кроме того, терпены хвойного растения оказывают на клетки противовоспалительное и антиоксидантное воздействие, а также способны стать профилактическим средством  от старческой деменции, болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний.

Ранее эксперты поделились списком полезных привычек, которые способны увеличить продолжительность жизни человека.