8 сентября, 2024

Ученые ЮФУ определили токсичность теллура для окружающей среды: новые открытия и возможные последствия

Ученые впервые определили нормы содержания токсичного теллура в почве
09 июля, 2024, 10:54

Ученые из Южного федерального университета определили безопасные уровни содержания теллура в почве, что является уникальным случаем.

В результате проведенного исследования стало известно, что теллур является более вредным для окружающей среды, чем считалось ранее. Об этом сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на научный журнал Emerging Contaminants.

Различные промышленные отрасли, такие как горнодобывающая, металлургическая, стекольная и другие, могут вызвать загрязнение теллуром, что приведет к ухудшению качества почвы, отравлению растений и животных, а также проблемам со здоровьем людей.

Теллур, как редкий химический элемент, становится все более опасным для экосистем из-за увеличения его наличия в окружающей среде. Ученые утверждают, что воздействие теллура на живые организмы остается недостаточно изученным. Основными источниками загрязнения окружающей среды теллуром являются различные отрасли промышленности, включая горнодобывающую, металлургическую, стекольную, каучуковую, электронную, фармацевтическую и производство солнечных батарей.

unsplash.com

Специалисты отмечают, что сегодня можно наблюдать участки земли с превышением содержания теллура в почве в 30 и более раз. Это загрязнение создает угрозу не только для окружающей среды, но и для человека. Ученые подчеркивают, что экотоксичность теллура ранее недооценивалась.

Профессор Сергей Колесников указывает на то, что уже при небольшом превышении фоновых концентраций теллура в почве, он становится опасным, не менее, чем другие тяжелые металлы, такие как ртуть, кадмий и свинец.

Загрязнение почв теллуром вызывает падение урожайности сельскохозяйственных культур из-за ухудшения плодородия почвы. Теллур может попадать в растения через почву, а затем передаваться животным и людям через растительную пищу, вызывая различные заболевания.

Исследование ученых из ЮФУ показало, что даже небольшие количества теллура вызывают снижение активности почвенных микроорганизмов, ответственных за питание растений. Активность микроорганизмов снижается на 50-70% при наличии высоких концентраций теллура. При этом теллур в форме нитрата оказывается вдвое вреднее, чем в форме оксида.

unsplash.com

Ученые также отмечают, что воздействие теллура на почву усиливается со временем. Через 10 дней после загрязнения активность микроорганизмов снижается на 10-20%, а через 30 дней – еще больше.

Результаты исследования могут быть использованы для предсказания экологических рисков и разработки нормативов содержания теллура в различных типах почвы. Экологически безопасные концентрации теллура впервые были определены учеными. Полученные данные могут способствовать получению чистой сельскохозяйственной продукции и обеспечению безопасности в России.

Исследование было поддержано грантом Российского научного фонда и проведено в молодежной лаборатории экологического нормирования качества почв при ЮФУ. Ученые планируют продолжить работу по оценке экотоксичности других редких химических элементов, чье содержание в окружающей среде растет, но еще недостаточно изучено.

Ранее LIVE24 сообщало, что ученые РФ нашли метод борьбы с ураганами и смерчами