16 апреля, 2024

Шведские биологи выявили в мозге клетки, которые отвечают за тягу человека к спиртному

19 августа, 2021, 8:30
Учёные считают, что их можно «отключить» при помощи специального фермента.
© Pixabay.com

Такое открытие сделали шведские биологи из Университета Линчёпинга. Как сообщает журнал Science Advances, для этого они провели исследование на крысах. Сперва им дали возможность получать небольшие дозы алкоголя после нажатия на специальный рычаг. Через определённое время к нему подвели электричество, и после нажатия крысы вместе со спиртным получали удар током. После этого большинство подопытных отказалось от алкоголя. Однако примерно треть крыс продолжала нажимать на рычаг, игнорируя дискомфорт.

Выявив животных, склонных к компульсивному потреблению алкоголя, учёные с помощью молекулярного маркера выявили группу нервных клеток в головном мозге, отвечающих за этот процесс. Они обнаружились в так называемом миндалевидном теле, отвечающем за реакции страха и обучения, связанного с наказанием. Оказалось, что эти клетки в мозге крыс активизируются непосредственно перед тем, как они нажимают на рычаг.

По словам профессора психиатрии факультета биомедицинских и клинических наук и директора Центра социальной и аффективной нейробиологии Маркуса Хайлига, руководившего исследованием, именно наличие этой группы клеток отличает животных, которые могут себя контролировать, от компульсивно потребляющих спиртное.

«Я не ожидал, что такая небольшая группа нервных клеток будет настолько решающей для такого сложного поведения»,

признался Хайлиг.

Также профессор отметил, что можно подавить активность этой группы нервных клеток при помощи фермента PKCδ. По мнению авторов исследования, это вещество можно будет использовать для создания лекарств против алкогольной зависимости, основанной на компульсивном потреблении спиртного.

При этом подобные напитки оказывают влияние на весь организм. Учёные выяснили, что алкоголь перерабатывается не только печенью, но и мозгом.