29 апреля, 2024

Навоз – это энергия: российские ученые нашли новый способ энергообеспечения

Тюменские ученые переработали навоз в экологичное топливо
26 октября, 2023, 8:28

Не секрет, что навоз обладает горючими свойствами и при правильной переработке его можно превратить в настоящий газ с высокой теплотой сгорания. К такому выводу пришли ученые Тюменского Государственного университета (ТюмГУ).

В журнале Biomass Conversion and Biorefinery специалисты опубликовали статью, в которой объяснили, что животные отходы они обрабатывали микроволновым излучением (СВЧ). По словам исследователей, это один из самых перспективных вариантов решения проблемы загрязнения окружающей среды, связанной с энергообеспечением.

Навоз крупного рогатого скота, над которым экспериментировали тюменские ученые, в процессе естественного разложения и хранения становится источником парниковых газов – оксидов углерода и метана.

С помощью СВЧ-пиролиза исследователи переработали навоз в топливный газ. Такой процесс подразумевает термическое разложение органических соединений без доступа воздуха. Нагрев происходит быстро, так как СВЧ-излучение воздействует на весь объем материала.

В результате ученые получили высококалорийный и экологичный газ с высокой водородной долей и низкой долей негорючего балласта. При сжигании такое топливо дает меньше парниковых выбросов, уточнил один из авторов исследования, старший научный сотрудник лаборатории Института X-BIO ТюмГУ Роман Табакаев.

По его словам, похожие исследования проводят и европейские коллеги, а также ученые в США и Китае. Но эти научные работы посвящены либо одному типу топлива, либо определенному его классу.

Так, еще в апреле прошлого года чешское правительство выступило с инициативой использовать навоз в качестве энергетического топлива на случай дефицита “классического”.

Тюменские специалисты рассматривают в своей работе целый топливный комплекс, начиная от биомассы и заканчивая углем. Сейчас исследователи планируют разработать автономную энергетическую установку, которая смогла бы обеспечивать энергией малые объекты – частные дома, агропромышленное производство или ферму. При этом вырабатывать топливо такая установка должна из имеющихся местных ресурсов – угля, древесины, соломы, навоза, торфа.

Такая установка будет особенно полезна для жителей районов, куда доставка топлива ограничена природными условиями.