8 мая, 2024

Nature Astronomy: Создана карта звездных ветров от диска вокруг системы Геркулес X-1

12 апреля, 2023, 16:43
© unsplash

Ученые впервые наблюдали за колебаниями диска материи, окружающего нейтронную звезду в рентгеновской двойной системе X-1 в созвездии Геркулеса.

Это позволило астрономам изучить структуру выбросов, вызываемых этим диском, и определить скорость их движения. Исследование было опубликовано в журнале Nature Astronomy. Ученые из Массачусетского технологического института (MIT) сообщили о результатах работы.

Микроквазары, или рентгеновские двойные звезды, являются редкими объектами в Млечном Пути и Вселенной в целом. Они возникают в результате эволюции двойных звездных систем, в которых одна звезда крупнее и короткоживущая, а другая – менее крупная. Когда более тяжелая звезда превращается в сверхновую, на ее месте может возникнуть нейтронная звезда или черная дыра. Нейтронная звезда начинает перетягивать на себя материю второго светила, образуя облако газа, которое поглощается и выбрасывается в виде джетов раскаленной плазмы.

Ученые из MIT получили “трехмерные” снимки дискообразного облака раскаленного газа, окружающего нейтронную звезду в рентгеновской двойной системе X-1. Они обнаружили, что диск материи колеблется и совершает полный цикл колебательных движений за 35 дней. Это позволило ученым изучить его структуру со всех сторон за короткое время.

Для этого космические наблюдатели XMM-Newton и “Чандра” в течение нескольких дней изучали рентгеновское излучение нейтронной звезды и отслеживали изменение спектра излучения X-1 в зависимости от колебаний диска. Эти данные позволили ученым определить форму газопылевого облака и направление выбросов материи, которые движутся со скоростью около 2000 км/сек (0,6% от скорости света).

Эта информация поможет астрофизикам и космологам уточнить модели, описывающие влияние сверхмассивных черных дыр-квазаров на распределение материи в галактиках Вселенной. Это знание важно для понимания того, почему половина ближайших к нам галактик прекратила формировать новые звезды.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что специалисты раскрыли диету против старения мозга.