2 мая, 2024

Внутри галактик могут скрываться звездные реки

Астрофизики обнаружили гигантскую реку звезд в космических галактиках
01 декабря, 2023, 14:43

Ученые-астрофизики обнаружили огромный звездный поток длиной 1,7 млн световых лет. Ему дали название Гигантский Коматозный поток. Это явление похоже на звездную реку, текущую по космическим просторам.

Такие потоки распространены в галактике Млечный Путь. Внутри них находятся измельченные остатки плотных шаровых скоплений звезд, которые были разорваны приливными силами Млечного Пути. Но распознать такую звездную связь сложно, так как расстояние сложно измерить, а сами потоки довольно слабые.

Из-за множества загадок космоса ученым удается четко определить лишь то, что имеет достаточно высокую видимость и что можно зафиксировать современными научными приборами. За последние несколько лет телескопические технологии позволили идентифицировать больше «слабых» космических явлений. Новый звездный поток – одно из них.

Астрофизик Хавьер Роман из Университета Гронингена в Нидерландах и испанского Университета Ла-Лагуна вместе со своей командой использовали 0,7-метровый телескоп Жанны Рич и 4,2-метровый телескоп Уильяма Гершеля. Причем изначально цель астрономов заключалась в том, чтобы изучить галактические гало – это размытые сферические области редких звезд и темных материй.

Román et al., A&A, 2023

Вместо этого они обнаружили длинную ленту из звезд, которые скапливаются не внутри, а между галактик. С помощью моделирования ученые пришли к выводу, что подобные потоки формируются редко, однако могут формироваться в разных скоплениях галактик. Они содержат в себе ту самую темную материю, которую много лет пытаются изучить исследователи и установить ее состав.

Астрофизики намерены использовать более крупные телескопы для поиска новых звездных скоплений.

Ранее ученые раскрыли связь между вспышками на солнце и кольцами деревьев. Оказывается, земные растения могут “запоминать” масштабные геомагнитные бури.