29 апреля, 2024

Раскрыта уникальная связь между деревьями и вспышками на Солнце

Ученые обнаружили следы древнейшей солнечной бури
14 октября, 2023, 15:57

В 1859 году ученые зафиксировали сильнейшую геомагнитную бурю, которая впоследствии получила название Каррингтонская. Она вызвала северное сияние в южных районах США до самой Флориды и Центральной Америки, выведя из строя все системы связи.

Долгое время эта буря считалась самым мощным геомагнитным явлением, но недавнее исследование доказало, что была еще одна солнечная буря, которая побила все прежние рекорды.

По расчетам ученых, такая буря произошла более 14 тысяч лет назад. Исследователи подчеркивают: случись подобное явление в наши дни, энергосистема, выстроенная человеком, была бы уничтожена.

Следы геомагнитной бури 14-тысячелетней давности ученые обнаружили в кольцах вековых деревьев в Альпах и ледовитом щите Гренландии. Деревья и космические волны связаны друг с другом намного сильнее, чем может показаться на первый взгляд.

Астроном Бенджамин Поуп в беседе с The Washington Post объяснил, что высокоэнергетические частицы способны проникать в атмосферу Земли, вызывая ядерные реакции. Они превращают атомы азота в верхних слоях атмосферы в радиоактивный углерод-14. Именно он проникает в растения, животных, океаны и годичные кольца деревьев, которые давно считаются своеобразным природным «архивом» всех данных, зафиксированных ими.

Ученые измерили уровень радиоуглерода в альпийских деревьях. Соавтор исследования Тим Хитон рассказал, что количество этого элемента превысило годовой объем в 5-10 раз. Команда исследователей считает, что всплеск радиоуглерода спровоцировала мощнейшая солнечная буря или вспышка, в результате которой в земную атмосферу попали миллионы энергетических частиц.

«Похоже, ничего столь же крупного мы до сих пор не встречали»,

подчеркивает Хитон.

Анализ льда из Гренландии позволил ученым подтвердить факт радиоуглеродного всплеска. Солнечные частицы были накоплены и внутри гренландских льдов.

Однако теория американских исследователей заставила некоторых специалистов усомниться в ее подлинности. Изотоп бериллия-10, который ученые обнаружили во льдах, менее чувствителен к солнечной радиации. Старший научный сотрудник Института полярных и морских исследований им. Вегенера Флориан Адольфи предложил исследовать кольца деревьев и лед на наличие изотопа хлора-36, который имеет больше восприимчивости к радиации Солнца.

Само явление всплесков радиоуглерода в годичных кольцах деревьев в 2012 году открыла японский ученый-физик Фуса Мияке. Ее открытие получило название Событие Мияке. По мнению астронома Поупа, эти явления происходят раз в тысячелетие, и каждые 10 лет растет риск возникновения такого события. Это крайне опасно для электросетей, спутников и интернета.

Поуп предложил продолжить изучать такие явления, чтобы в дальнейшем ученые могли спрогнозировать и их и возможные последствия. Климатолог из Коллеж-де-Франс Эдуард Бард напоминает, что изучение поведения Солнца в прошлом имеет значение для настоящего: это позволит не только предсказать новые солнечные бури, но и понять, каким образом ярчайшая звезда Солнечной системы влияет на климат Земли.

На 2025 год уже спрогнозировали мощную солнечную бурю, которая может вызвать отключение интернета на всей планете. Последний пик солнечного цикла был зафиксирован в 2014 году.

В то же время Солнечная система продолжает скрывать тайны. Недавно ученые выяснили, что внутри нее может скрываться неизвестная человечеству планета. Астрофизики назвали ее «блуждающей», размеры которой сопоставимы с Нептуном.