24 октября, 2024

Галактические соседи: звезда Лейтена и её планетная система

Поиск жизни на Лейтена b: новые горизонты астрономии
24 октября, 2024, 15:49
© unsplash

Звезда Лейтена (GJ 273), расположенная в 12,3 световых годах от Земли в созвездии Малого Пса, представляет собой захватывающий объект для изучения экзопланетных систем.

Звезда Лейтена, находящаяся в созвездии Рыб, является одной из самых изученных звёзд в нашей галактике. Несмотря на свою относительную близость к Земле, приблизительно 16 световых лет, её планетная система осталась загадкой для астрономов на протяжении многих лет. В статье LIVE24 мы рассмотрим важные аспекты Лейтена, её характеристики, а также исследования, связанные с её планетами.

Названная в честь американского астронома Виллема Яна Лейтена, чьи обширные звездные каталоги и введение термина «белый карлик» внесли неоценимый вклад в астрономию, эта звезда является красным карликом, значительно отличающимся от нашего Солнца.

Её масса составляет всего около четверти солнечной массы, радиус – примерно треть солнечного, а светимость – ничтожные 1/113 от солнечной. Это объясняет, почему GJ 273 невидима невооруженным глазом, несмотря на свою относительную близость.

unsplash

Однако, именно эта неприметность делает её открытие тем более значимым, ведь несмотря на скромные размеры, звезда Лейтена показывает удивительную активность в плане формирования планетных систем – одна из самых обширных среди известных нам ближайших звёздных систем.

Открытие двух экзопланет у звезды Лейтена в 2017 году стало настоящим прорывом. Эти планеты, обозначенные как Лейтен b и Лейтен c, значительно отличаются друг от друга и от Земли, открывая перед нами новые горизонты в понимании разнообразия планетных систем.

Лейтен c – внутренняя планета системы – является объектом, сопоставимым по массе с Землёй, но расположен значительно ближе к своей звезде, чем Меркурий к Солнцу. Её орбитальная дистанция составляет всего 0,036 а.е. (астрономическая единица), что эквивалентно примерно 5,4 миллиона километров. Год на Лейтен c длится всего 4,7 земных дня.

unsplash

Из-за такой близости к звезде и, вероятно, приливного захвата (когда одна сторона планеты постоянно обращена к звезде), поверхность Лейтен c, скорее всего, представляет собой раскалённую пустыню без атмосферы, с экстремальными температурными градиентами между освещенной и теневой сторонами.

Возможно, на ней присутствуют огромные вулканы, извергающие расплавленные породы. Более того, из-за сильного гравитационного притяжения звезды, поверхность планеты может быть деформирована, имея эллипсоидную форму. Дальнейшие исследования помогут выяснить, есть ли у неё какая-либо геологическая активность, способная изменить эту картину.

Лейтен b, внешняя планета системы, представляет собой каменистую суперземлю. Её масса приблизительно в 2,89 раза больше земной, а радиус на 35% больше. Несмотря на большую массу, ускорение свободного падения на поверхности Лейтен b всего на 60% выше земного, что обусловлено меньшей плотностью по сравнению с Землёй.

unsplash

Она находится на расстоянии около 0,1 а.е. от звезды и получает на 6% больше излучения, чем Земля от Солнца. Это делает её потенциально более теплой, чем Земля, но не обязательно горячей и непригодной для жизни, особенно если учесть возможный состав атмосферы, который ещё предстоит определить.

Наличие атмосферы может создавать парниковый эффект, регулирующий температуру поверхности. Также не исключено наличие жидких океанов или подповерхностных водоемов, что делает Лейтен b интересным кандидатом для поиска внеземной жизни.

Дальнейшие наблюдения за системой звезды Лейтена, включая спектроскопические исследования атмосфер планет (если они существуют), а также поиск дополнительных экзопланет, обещают дать нам более полное представление о формировании и эволюции планетных систем вокруг красных карликов, одного из самых распространенных типов звёзд в нашей Галактике.

unsplash

Изучение Лейтен b и Лейтен c является важным шагом к пониманию того, насколько распространены планеты земного типа вокруг красных карликов и какие условия могут быть необходимы для возникновения и существования жизни за пределами Земли.

Ведь именно красные карлики являются долгоживущими звездами, что даёт достаточно времени для развития сложных форм жизни. Однако, высокая активность таких звёзд в виде вспышек может представлять серьёзную угрозу для развития жизни на орбитальных планетах. Разгадка этих тайн потребует еще многих лет исследований и новых технологических прорывов.

Ранее LIVE24 сообщало, что ученые назвали пять угрожающих Земле катастрофических климатических переломов.