29 апреля, 2024

Земля стоит на пороге пяти катастрофических переломов климата

Ученые назвали пять угрожающих Земле катастрофических климатических переломов
07 декабря, 2023, 12:52

По прогнозам ученых, 2023 год станет самым теплым за последние 125 тысяч лет. Именно за эти двенадцать месяцев были побиты многочисленные температурные рекорды. Некоторые эксперты говорят, что климат может перейти в гораздо более опасное состояние.

© Pexels

Климатическая система имеет большое количество потенциальных переломных моментов, таких как исчезновение ледниковых щитов или густые тропические леса, которые становятся значительно более сухими и открытыми. Эти системы почти невозможно восстановить, что нужно обязательно учитывать.

Ученые опубликовали отчет, в котором приводятся научные данные о «негативных» переломных моментах в системе нашей планеты, наносящих вред как природе, так и людям. Соответствующее исследование опубликовано в журнале The Conversation.

Ученые приняли во внимание прогнозы компьютерных моделей и выявили более 25 переломных моментов в системе Земли. Шесть из них происходят в скованных льдом частях планеты («криосфера»), шесть — в сумме всех мировых экосистем («биосфера»), а еще четыре — в циркуляции океанов и атмосферы.

Деятельность человека уже приближает некоторые системы к переломному моменту. Точные пороговые значения сейчас неизвестны, но при глобальном потеплении на 1,2 градуса по Цельсию уже становится вероятным повсеместная потеря тепловодных коралловых рифов, разрушение ледникового покрова Гренландии и Антарктики, а также локальное таяние вечной мерзлоты и вырубка лесов в Амазонии.

Если учитывать огромный масштаб рисков, который связан с этими переломными моментами, то экономические оценки изменения климата должны обязательно их учитывать. Однако сейчас этого не происходит.

Специалисты отмечают, что изменение климата — это ключевой фактор для большинства переломных моментов. Риск этого пересечения можно уменьшить. Для этого нужно сократить выбросы парниковых газов до нуля, а для предотвращения переломных моментов в биосфере потребуется уменьшить загрязнение среды обитания, поддерживать экологическое восстановление и устойчивые средства к существованию.

По словам ученых, человечеству требуются амбициозные новые подходы к управлению. Опубликованный доклад рекомендует международным организациям начать принимать во внимание климатические переломные моменты.

Ранее ученые заявили, что микробы могут предотвратить изменение климата на Земле.