25 апреля, 2024

Исследователи из США раскрыли механизм утраты обоняния при COVID-19

06 февраля, 2022, 13:44

Группа ученых из Нью-Йоркского университета совместно со специалистами Колумбийского университета представила первое объяснение механизма потери обоняния при коронавирусе. Результаты научной работы опубликованы в журнале Science Daily.

© pexels.com

С самого начала появления инфекции врачей и ученых интересовало, почему коронавирус блокирует обонятельные рецепторы, не создавая при этом заложенности носа. Зараженный пациент просто перестает слышать запахи, не фиксируя у себя при этом других ЛОР-симптомов, связанных с носом или обонянием.

Беспокойство вызвал еще и тот факт, что даже после выздоровления функции обонятельных рецепторов восстанавливаются не сразу. Этот симптом входит в список постковидных проявлений, которые актуальны для пациента на протяжении 3 месяцев и более.

Американские исследователи проводили свой эксперимент на моделях золотистых хомяков и образцах тканей дыхательный путей умерших от коронавируса пациентов. Выяснилось, что SARS-CoV-2 косвенно снижает действие обонятельных рецепторов на поверхности нервных клеток в дыхательных путях. Когда патоген присутствует рядом с нейронами обонятельного эпителия, туда вторгаются иммунные клетки, пытающиеся атаковать патоген. Они выделяют цитокины, которые меняют генетическую активность клеток обонятельного нерва.

В другом своем исследовании специалисты выдвинули еще одну гипотезу. Она основывается на предположении, что обонятельные нейроны взаимодействуют с чувствительными областями мозга. В результате длительных реакций иммунных клеток в дыхательных путях оказывается воздействие на эмоции и мышление. Эта теория позволяет объяснить проявление неврологических симптомов «затяжного ковида».

О способах восстановить обоняние после коронавируса рассказал врач-терапевт Алексей Водовозов. В первую очередь нужно не забывать о дыхательных упражнениях, а также регулярно тренировать обоняние с помощью различных ароматов.