Хрюши и вечность: ученые оживили  у мертвых свиней некоторые органы

• (Обновлено 05-08-2022, 15:01)

Свиньи и раньше вызывали у многих вопросы – хотя бы потому, что своим интеллектом частенько могли превзойти тех, кто их задавал, да и писатели свой хлеб всегда ели не даром (какие только проблемы не вывозили по их милости невинные хрюши – то человечество захватывали, то в роли недостающего звена в эволюционной цепочке выступали).

Хрюши и вечность: ученые оживили  у мертвых свиней некоторые органы

Так что неудивительно, что один из самых острых этических вопросов, перед которыми уже стало мировое научное сообщество, возник благодаря свинкам.

Дело в том, что недавно ученые совершили невозможное – они восстановили кровообращение и клеточную активность в жизненно важных органах хрюшек спустя час после их физической смерти.

— Результаты этого исследования поставили под сомнение сложившееся представление, что смерть сердца с после прекращения кровообращения и оксигенации – то есть, насыщения кислородом, необратима, — цитирует ученых британского издание Nature. —  Теперь все мы стали лицом к лицу с Этическим вопросом по поводу того, каковы вообще критерии смерти.

Во время экспериментов 2019 года та же команда специалистов смогла оживить изъятый из тела мозг свиньи спустя 4 часа после смерти животного.

– Вот это и посеяло сомнения в окончательности смерти мозга, — заключают журналисты.

Нейроэтик из Университета Дьюка в Дареме, штат Северная Каролина Нита Фарахани (Nita Farahany) заявила о том, что хотя это исследование носит предварительный характер, напрашивается все же вывод, что некоторые ограничения человеческого тела удастся со временем преодолеть.

Во время эксперимента исследователи подключили свинок, которые были уже мертвы в течение часа, к системе под названием OrganEx. Она перекачивала по всему телу хрюш кровезаменитель. Раствор, в котором содержалась кровь животных и 13 соединений, вместе с антикоагулянтами, замедлил разложение тел и быстро восстановил отдельные функции органов – активность сердца, печени и почек.

Хотя OrganEx сохранил целостность многих мозговых тканей, исследователи не выявили ни скоординированной мозговой активности, ни каких-то иных признаков, что животные вдруг обрели сознание или у них как-то восстановилась чувствительность.

Новое исследование, как и этот эксперимент 2019 года, обязательно подольет масла в огонь споров о критериях смерти, а также вопросов этичности посмертного донорства органов. Авторы предупредили, что их результаты не доказывают, что свиньи реанимировались. В головном мозге также отсутствовала всякая электрическая активность.

—  Но мы заставили их клетки совершать что-то такое, чего они уже не могли сделать, — рассказал нейробиолог из Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут Звонимир Врселя (Zvonimir Vrselja). – Пока мы не ведем речь о том, что это клинически значимо, но мы двигаемся в верном направлении.

Нейробиолог из Йельского университета Ненад Сестан (Nenad Sestan) также предсказал, что эксперименты могут начать работать после исследования от 2019 года, так как мозг — наиболее восприимчив к кислородному голоданию орган:

— Если получилось восстановить какие-то функции в мозгу мертвой свиньи, это можно будет провернуть и с другими органами, — рассказал он.

Чтобы выяснить это, он вместе другими членами команды сделали раствор BrainEx:

— BrainEx сделан под один контрольный орган и нам нужно было отыскать общий знаменатель, который сработал бы и с другими тоже, — рассказал Врселя. – Новый раствор OrganEx в своем составе имел соединения, которые подавляли свертываемость крови и иммунитет.

Команда Сестана провела опыт, в котором заметила возобновление кровообращения, электрическую активность и сокращения. Полностью сердце все же не перезапустилось:

— Что именно происходило внутри у животных, нам неясно, — рассказал нейробиолог из Йельского университета и член команды Дэвид Андриевич (David Andrijevic).

Врселя считает, что выводы поразительны. Если учитывать, как быстро после смерти запускается процесс разложения, что всего лишь через несколько минут после остановки сердца наше тело лишается кислорода, а ферменты начинают переваривать мембраны клеток, да и сами органы стремительно теряют всю структурную целостность!

После инъекции контрастного вещества только свиньи из группы OrganEx начали непроизвольно подергивать головой, туловищем и шеей. Убедительного объяснения таким движениям у исследователей так и не нашлось. Они посчитали маловероятным, что импульсы возникли в мозгу – ведь там отсутствовала электрическая активность. Может быть, движения появились в спинном мозге, способном управлять двигательными функциями независимо от головного. Но что, если – нет?

По словам Фарахани, если восстановление клеток можно будет воспроизвести на животных, то продолжительность человеческой жизни в конечно счете может так же разительно увеличиться. Как увеличило ее когда-то появление сердечно-легочной реанимации и ИВЛ.

— Данный метод можно будет применять в будущем для того, чтобы сохранить дефицитные органы для трансплантации или реанимации, — рассказали исследователи.

Ранее ученые делали менее противоречивые открытия. Например, открыли новый вид самой большой саблезубой кошки.

Поделитесь новостью:

В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа»,«Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры»,«Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Meta Platforms Inc. (руководящая организация социальных сетей Instagram и Facebook).