• Последнее обновление 11:42

Юлия Сергеева

Сказку о молодильных яблочках помнят все. В разных народах существует множество преданий, легенд и сказок о чудесном эликсире, возвращающем молодость. Врач утверждают, что формула проста – здоровый образ жизни, правильное питание и умеренные физические нагрузки. Однако клетки в организме каждого человека стареют с индивидуальной скоростью, и некоторые процессы замедлить невозможно.

Фото: Pexels
Фото: Pexels

Сделать это все же попытался профессор из Гарварда Дэвид Синклер. Уже не раз в своих научных работах он заявлял о том, что в скором времени ученые победят старение и найдут «противоядие» от морщин и других возрастных изменений в теле человека.

Синклер и раньше пытался разработать так называемый омолаживающий эликсир, но до сих пор попытки были неудачны. На этот раз он предположил, что проблема может заключаться в эпигеноме – молекулярных клетках ДНК. Это своеобразна надстройка над генами, регулирующая их активность. С течением времени в них накапливается эпигенетический шум, снижающий эффективность генов. Если этот шум «сбросить», клетки «вспомнят» молодость и вернут функции, утраченные по мере старения организма.

Работу на эту тему Синклер опубликовал в журнале Nature в 2020 году. Его команда ученых перепрограммировала ганглионарные клетки сетчатки глаза мышей, в результате чего способность к восстановлению зрения, утраченная с возрастом, вернулась к грызунам. Клетки были перепрограммированы «факторами Яманаки» — это специальные белки, с помощью которых двум японским ученым удалось превратить клетки кожи взрослого человека в эмбриональные.

Генетик из лаборатории Синклера Юаньчэн Лу добавил три фактора к безвредному вирусу, разработанному для доставки «омолаживающих» белков к поврежденным клеткам сетчатки мыши. После глазных инъекций в нужные гены начали включаться антибиотики, скармливаемые грызунам. В результате глазные нейроны возрастных мышей работали, как у молодых.

На этом достижении Синклер не остановился. По его словам, он продолжает поиск «лекарства» от старения и уже обратил вспять старение мышц и мозга мышей. Теперь он занимается общим омоложением, что гораздо труднее работы с клетками сетчатки глаза.

Кандидат медицинских наук, научный консультант инновационного центра «Первая линия» Ярослав Ашихмин в беседе с РИА Новости отметил, что омоложение одной ткани вовсе не гарантирует ее правильного функционирования.

«Ткань состоит не только из клеточных элементов, но и из своего рода строительного материала вокруг — мы его называем межклеточная матрица»,

пояснил специалист.

Ашихмин отметил, что формулу омоложения охотно могут купить инвесторы. Помимо перепрограммирования клеток существуют и схемы с удлинением теломеров, инъекций спинномозговой жидкости и многое другое. Однако до внедрения в практику хотя бы одного из этих способов еще очень далеко, уверен ученый.

«Люди ищут какую-то волшебную пилюлю, но ее нет. Зато шарлатаны продают «омолаживающие» добавки. БАДов, продлевающих жизнь, сегодня точно не существует»,

предупреждает Ашихмин.

Он подчеркнул, что самым доступным и действенным способом замедлить старение клеток по-прежнему остается здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, правильный рацион и физические нагрузки. Так, например, в 2020 году было проведено исследование, в ходе которого стволовые клетки старых мышей омолодили физические упражнения.

Следить нужно и за ментальным здоровьем, так как частые психозы и сбои в работе мозговых нейронов могут существенно состарить клетки мозга. Для поддержания психики и душевного равновесия рекомендуется заниматься йогой, чаще общаться с другими людьми, а также посещать психотерапевта.

Поделитесь новостью:

В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа»,«Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры»,«Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Meta Platforms Inc. (руководящая организация социальных сетей Instagram и Facebook).