30 апреля, 2024

Большой нос может быть признаком древней связи

Communications Biology: ученые выяснили, о чем может свидетельствовать большой нос
10 мая, 2023, 11:26

Как сообщает зарубежный автор Карли Кассела со ссылкой на Communications Biology, размер человеческого носа – не просто индивидуальная особенность.

Носы бывают самых разных форм и размеров, от милых и миниатюрных до классических орлиных, широких и величественных, смелых и благородных, – пишет она. – И такая разница не может быть случайной.

Новое исследование, проведенное международной группой исследователей, показало, что по крайней мере некоторые из генов, ответственных за анатомию носа могут быть «приветом» от наших кузенов-неандертальцев.

В исследовании поучаствовали самые разные респонденты – анализ охватывал лиц смешанного европейского, индейского и африканского происхождения

Ученые сопоставили области человеческого генома со структурами лица определенных людей. Затем совпадения сравнили с другими исследованиями генома человека и неандертальца.

В общей сложности исследователи обнаружили 26 генетических областей, которые были тесно связаны с формой лица человека.

Те, кто имеет индейское происхождение, как правило, обладали геном, унаследованным от неандертальцев –  ATF3. Несмотря на то, что этот ген известен, в основном, своей ролью в
регенерации нервной ткани, его экспрессия регулируется другим геном, который может влиять на форму лица.

В сочетании с доказательствами, которые также предполагают, что ATF3 активизируется по мере формирования наших лиц, исследователи предполагают, что его присутствие может существенно повлиять на рост носа.

Позднее исследователи обнаружили , что у лиц европейского происхождения ATF3 «практически отсутствует».

Предыдущие исследования черепов неандертальцев показали, что их носы, как правило, были выше, чем у современных людей.

Развитие гена ATF3 может быть ответственно, по крайней мере, за часть этого изменения. Существуют и другие гены, которые формируют человеческий нос, и первоначальные исследования предполагают, что некоторые из них также могут быть унаследованы от неандертальцев или денисовцев.

Учитывая сохранение ATF3 из поколения в поколение в Латинской Америке, ученые уверены – этот конкретный ген может обеспечить преимущество при выживании в некоторых условиях.

Согласно результатам более ранних исследований, форма человеческих носов может эволюционировать, чтобы лучше соответствовать окружающему климату, регулируя температуру и влажность воздуха, которым мы дышим.

Ген, который мы идентифицировали здесь, возможно, был унаследован от неандертальцев, чтобы помочь людям адаптироваться к более холодному климату, когда наши предки покинули Африку,

заключил генетик Цин Ли из Университета Фудань.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что ученые назвали максимальный срок человеческой жизни в современном мире.