30 августа, 2021, 18:10
Обновлено 18:10

Blood: Израильские ученые открыли способ омоложения клеток

Поводом послужили поиски ответа на вопрос о предрасположенности пожилого населения к коронавирусу.

Мария Чумак
Blood: Израильские ученые открыли способ омоложения клеток
Фото: © pexels.com

Группа специалистов Израильского технологического института Техниона (Technion-Israel Institute of Technology) открыла действенный способ корректировки процесса старения иммунитета.

Как сообщает Территория новостей со ссылкой на издание Blood, в котором опубликовали результаты их работы, профессор Дорон Меламед совместно с докторантом Римом Дауэри хотел понять, почему именно пожилое население в большей степени восприимчиво к «тяжелым» вариантам COVID-19 и почему именно препараты от коронавируса оказываются гораздо менее эффективными для них.

Ответ на этот вопрос берет свое начало с понимания природы с В-клеток, в большей степени известных в качестве В-лимфоцитов.

— Данные клетки синтезируют антитела против любого патогена, который попадает в человеческий организм, — пояснил Меламед. – Они играют ключевую роль в деле защиты людей от вирусов и иных болезней. В-клетки образуются в костном мозге, после чего проходят сквозь кровь к нашим лимфаузлам и селезенке. Там они ждут, пока патогены внедрятся, после чего тут же атакуют их. В тот момент, когда вы молоды, в вашем теле полно молодых клеток, в то время как сами молодые клетки могут распознавать все, что входит в ваш организм.

При этом, В-клетки живут достаточно недолго. Часто они регулярно пополняются новыми В-клетками, которые отправляются из костного мозга, постоянно осуществляя то, что Меламед определяет в качестве «гомеостаза». Тем не менее, В-клетки просто так не исчезают. Они становятся В-клетками «памяти», и если человек снова подвергнется воздействию уже знакомого патогена, он не заболевает.

— Все потому, что иммунный ответ будет надежным и быстрым и устранит патоген даже в том случае, если вы до этого были не в курсе – болели ли вы до этого – или нет, — рассказал доктор. – В отличие от В-клеток, «клетки памяти» вполне долговечны. Только представьте, что вы взрослеете, а  потом просто превращаетесь в пожилого человека. Так и получается, что в нашем теле копится достаточное количество клеток памяти. Вы постоянно подвергаетесь влиянию болезнетворных микроорганизмов, а значит, производите все больше клеток памяти. Так как они настолько долгоживущие, для новых В-клеток просто не остается.

Что касается самого процесса, то когда появляется новый патоген, молодых В-клеток, которые могли бы его распознать, просто нет. Именно это является одной из причин, почему пожилые люди в гораздо большей степени восприимчивы к тяжелой форме коронавируса и целому ряду других заболеваний.

— Подобное происходит в связи с потребностью организма в гомеостазе, — объяснил Маламед. – Наша лаборатория обнаружила подобные данные еще 10 лет назад. Но только в этом году мы выяснили, как обойти систему. Мы выявили специфические гормональные сигналы, которые производят старые В-клетки, препятствующие выработке костным мозгом новых В-клеток. Мы уверены – это огромное открытие. Почти так же, как найти иголку в стоге сена.

По словам доктора, это означает, что в ближайшем будущем могут быть обнаружены определенные лекарства или же методы лечения, ингибирующие один из гормонов в сигнальном пути и заставляющем костный мозг синтезировать новые B-клетки.

Чтобы отыскать подтверждения для собственной теории, сотрудники лаборатории Меламеда начали работать совместно с отделениями гематологии и ревматологии Тель-Авивского медицинского центра Сураски, а также — кампуса здравоохранения Рамбам.

В рамках лечения отдельных заболеваний – лимфомы, волчанки и рассеянного склероза, пациенты подвергались истощению В-клеток, что свидетельствовало о том, что из их тела выводилось немалое количество В-клеток памяти. Наблюдая за пожилыми пациентами, которые прошли данную процедуру, группа ученых выявила тот факт, что их иммунная система омолаживается, а их тела могут вновь синтезировать новые В-клетки.

Эффект, который напоминает истощение В-клетками, можно воспроизвести с помощью ингибирования определенного гормона в сигнальном пути, который подавляет синтез новых В-клеток.

— В настоящее время мы пришли к понимаю того, что присутствует определенный диалог между определенными отделами тела, и тем, как именно появляются В-клетки, а также – что именно этот процесс контролирует, — заключил Меламед.

Американские ученые и вовсе обвинили в старении наших тел особые часы. Опыты на шимпанзе показали — вопрос генетического кода ключевым не является.