20 апреля, 2024

Астрономы сделали неожиданное открытие об истинной природе Млечного Пути, ставящее под сомнение все, что мы знали о нашей галактике

21 ноября, 2022, 15:55

Недавнее открытие астрономов поставило под сомнение все, что мы знали о нашей Галактике. И причина всему – Млечный Путь.

Если вы хоть на мгновение попробуете представить, что Млечный Путь – некая звездная стена, на которую можно посмотреть как с одной – так и с другой стороны, то поймете, что и оценить его форму можно с разных точек зрения.

Как сообщили астрономы, сейчас достаточно на мгновение выйти за привычные пределы представлений о Млечном Пути, чтобы заметить – он совсем не такой, каким мы привыкли его видеть, а значит – и вся остальная часть нашей галактики тоже не совсем в порядке.

Так, новая звездная карта над и под галактической плоскостью показывает, что ореол Млечного Пути – рассеянный шар из газа, звезд и темной материи, окружающий спиральные галактики.

Астрономы были уверены – Млечный Путь окутан живописной круглой сферой. На самом деле гало Млечного Пути представляет из себя гибкий эллипсоид, три оси которого обладают разной длиной.

– В течение десятилетий общим предположением было то, что звездное гало все-таки более-менее сферическое, а также – изотропное, или же оно одинаковое во всех направлениях, – рассказал астроном Чарли Конрой из Гарвардско-Смитсоновского центра астрофизики (CfA). – Мы знаем теперь, что каноническая картина нашей галактики, которая встроена в сферический объем звезд, обязана стать отброшенной.

Астроном подчеркнул, что определить форму нашей галактики на самом деле действительно сложно.

– Четко определить форму нашей галактики и правда очень сложно, – пояснил эксперт. – Достаточно представить, что вы плаваете в середине огромного озера. Можете вы из этой точки сказать точно – каковы границы того,  в чем вы плаваете? И только в последние годы, с запуском телескопа Gaia Европейского космического агентства в 2013 году, мы смогли получить детальное представление по поводу трехмерной формы нашей галактики.

Гайя разделил орбиту Земли вокруг Солнца. Изменения положения телескопа в Солнечной системе принесли свои плоды. Они дали ему измерить параллакс объектов в Млечном Пути. В итоге он получил самые точные на сегодня измерения для того, чтобы вычислить положения и движения тысяч далеких звезд.

Теперь мы знаем благодаря этим данным, что диск Млечного Пути искривлен и изогнут. Знаем мы и том, что Млечный Путь не раз участвовал в актах настоящего галактического каннибализма. Самым заметным из которых оказалось столкновение с галактикой:

– Мы называем ее сосиской Гайи, или – Гайя Энцелад, – пояснил эксперт. – Ее возраст – около 7-10 миллиардов лет.

Ученые уверены, что это столкновение и стало истоком для возникновения ореола Млечного Пути.

– «Сосиску Гайи» разорвало на части в тот момент, когда она столкнулась с нашей галактикой, – рассказал астроном. – Ее отдельная популяция звезд рассеялась по гало Млечного Пути.

Группа ученых под руководством астронома и аспиранта Дживона «Джесси» Хана из CfA задалась целью понять лучше галактический ореол и роль «сосиски Гайи» в нем.

– Звездное гало выступает в качестве динамического индикатора галактического гало, – рассказал Хан. – Чтобы узнать больше о галактических гало в принципе, в особенности о галактическом гало и его корреляции с нашей галактикой, Млечный путь – великолепное начало.

Астрономы предостерегают – данные Gaia о химическом составе звезд за пределами определенных расстояний не вполне надежны.

Звездные популяции могут быть довольно тесно связаны при помощи химического состава, что делает его серьезной информацией для картирования взаимосвязи между звездами гало.

Поэтому исследователи добавили информацию опроса под названием Hectochelle в гало с повышенным разрешением, или H3; наземный опрос, собравший, среди прочих характеристик, информацию о химическом составе тысяч звезд в звездном гало Млечного Пути.

С помощью этих данных исследователи вывели профиль плотности звездного населения гало Млечного Пути. Они обнаружили, что наилучшим образом для их данных подходит ореол в форме футбольного мяча, наклоненный на 25 градусов относительно плоскости галактики.

По словам специалистов, это вполне согласуется с предыдущими исследованиями, где было выявлено, что звезды в гало Млечного Пути представлены трехосным эллипсоидом.

Это в той же степени согласуется с теорией по поводу того, что колбаса Гайи сыграла огромную роль в создании ореола Млечного Пути.

Сама наклонная форма гало предполагает, что 2 галактики столкнулись под определенным углом.

Исследователи выявили целых два скопления звезд на значительных расстояниях от центра галактики. Они обнаружили, что эти скопления представляют собой апоцентры начальных звездных орбит вокруг галактического центра, что и является самым дальним  расстоянием, которое звезды проходят по собственным вытянутым эллиптическим орбитам.

Точно так же, как орбитальное тело получает ускорение при достижении точки, которая находится ближе прочих к его центру притяжения, или «перицентру», апоцентр выступает в качестве точки замедления.

– Так что … когда сосиска Гайи встретилась с Млечным Путем, ее звезды просто вышвырнуло на 2 дикие орбиты, после чего они замедлились в апоцентрах – до точки остановки, – рассказали астронавты. – Потом они сделали это место своим новым домом.

И происходило это очень, очень давно. Любая странная форма с тех пор уже давно бы снова вернулась в сферу. Сильный наклон предполагает, что ореол темной материи, который связывал Млечный Путь и есть та таинственная масса, которая ответственна за избыточную гравитацию во Вселенной. А значит сам Млечный Путь сильно наклонен.

– Получается, что вместо обилия новых захватывающих ответов у нас есть новые захватывающие вопросы, – рассказал астроном. – Все текущие и будущие исследования должны будут обеспечить еще более строгие ограничения на форму гало, чтобы помочь выяснить, как развивалась наша галактика.

Хан говорит, что, по факту, мы теперь вовсе не знаем, как выглядит наша Галактика.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что загадочный объект с невероятной скоростью пересек Млечный Путь.